«Вы знаете, — начал свое выступление Никита Сергеевич, — я помню, что в свое время Борис Вячеславович Грызлов в дискуссии с депутатом Еленой Драпеко сказал, что “Государственная дума — это не та площадка, где надо проводить политические баталии”. После этого стала эта фраза неким мемом. Такой фразой она была распространена очень в народе — “парламент не место для дискуссий”. И так как я нахожусь здесь первый раз, я не знаю, действует ли еще это правило. Поэтому, если я чего-то, так сказать, брякну не того, уж великодушно простите, я не политик».
«Вы знаете, — продолжил он, — есть такая прекрасная мысль одного старца: “Если хочешь быть неприступным, стань неудобным; если хочешь быть сильным, стань неприхотливым”. Вот у нас, к сожалению, испокон веков вот это желание быть удобным и стремление к комфорту по многому привело к тому, с чем нам сегодня приходится сталкиваться и бороться. Сколько веков мы себя стыдимся?
Вот посмотрите, 150 лет почти назад Федор Михайлович Достоевский в своих дневниках писателя выразил такую мысль: “Стать русским — значит перестать презирать свой народ. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать. И действительно, чем сильнее и самостоятельнее развились бы мы в национальном духе нашем, тем сильнее и ближе отозвались бы европейской душе, и, породнившись с нею, стали бы тотчас ей понятнее. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Мы и на вид тогда станем совсем другие. Став самими собой, мы получим, наконец, облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея. Нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу”. Это сказано почти 150 лет назад.
Вы, если привезете иностранца, завяжете ему глаза, посадите в машину и прокатите по центру любого города в нашей стране, он, глядя в окно, не поймет, что он находится в России. Потому что практически 90% вывесок написаны латинским шрифтом, английскими словами. И я знаю, что вы уже принимали в первом чтении закон о русском языке. Я знаю, что сегодня вы тоже будете принимать во втором-третьем чтении этот закон. Важнейший закон.