Андрей, Вы историк, писатель, Ваши книги о людях, чьи профессии до недавнего времени были засекречены. Раньше о работе сотрудников спецслужб можно было узнать только из приключенческой литературы, сегодня рассекречиваются документы, раскрываются имена. На Ваш взгляд, это связано с тем, что пришло время их рассекретить или возникла потребность в положительных примерах для воспитания?
— Имена разведчиков и их биографии рассекречиваются, конечно же, не потому, что пришло время. В любой профессии есть свои герои, и люди стремятся сделать их подвиги достоянием общественности, испытывая законную гордость за своих коллег. Особенно это важно, когда проводятся активные кампании по фальсификации тех или иных периодов отечественной истории, искажаются значение и смысл великих побед, благодаря которым была построена наша страна. А разведчики и вообще сотрудники органов госбезопасности внесли огромный, а в некоторых случаях решающий вклад в достижение ее независимости, победу над фашизмом и укрепление ее обороноспособности и могущества. Поэтому память о выдающихся деятелях спецслужб, неразрывно связанная с героическими страницами нашей истории, должна становиться достоянием новых поколений и служить им примером беззаветного служения Родине.
Особенно это важно, когда проводятся активные кампании по фальсификации тех или иных периодов отечественной истории, искажаются значение и смысл великих побед, благодаря которым была построена наша страна.
— Вы сказали, что сегодня проводятся активные кампании по фальсификации тех или иных периодов нашей истории, искажаются значение и смысл великих побед. Как Вы думаете, кто, прежде всего, виновен в переписывании нашей истории и преуменьшении, а то и игнорировании роли СССР в Победе? И когда начались эти кампании: в 90-е годы прошлого века, после развала СССР или еще раньше?
— Война по уничтожению Советского Союза, великой Русской цивилизации, никогда не прекращалась. Поэтому и злобные нападки на ее историю были всегда. Другое дело, что в свое время они рассматривались как идеологическая диверсия, и с ними эффективно боролись. А после того, как наша власть отказалась от самого понятия идеологии, она сразу же оказалась в плену либеральной интеллигенции, являющейся проводником подрывной деятельности западных спецслужб. Поэтому им удалось перейти в наступление в печально известные 90-е годы и добиться тогда почти полного переписывания истории, сделав нашу цивилизацию источником угрозы и агрессором, а Запад — всего лишь несчастной жертвой злых русских. И это при том, что именно западная цивилизации сделала своим знаменем насилие, рабство, культ избранности и в конечном итоге породила фашизм, который в наше время принимает все новые и новые формы и переходит в активное наступление. Поэтому борьба в идеологической плоскости, в том числе против фальсификации истории, является неотъемлемой частью общей борьбы за свободу и независимость всего прогрессивного человечества.
Борьба в идеологической плоскости, в том числе против фальсификации истории, является неотъемлемой частью общей борьбы за свободу и независимость всего прогрессивного человечества.
— Герои Ваших книг — легенды советских спецслужб. На какую читательскую аудиторию они рассчитаны? Насколько интересна эта тема молодым людям?
— На мой взгляд, любой человек обращается, прежде всего, к своим ровесникам, вместе с которыми он шел по жизни, делил удачи и невзгоды. Кроме того, серьезный писатель будет обращаться к старшим поколениям, своим родителям, давшим ему все, чего он достиг. Это элементарная дань уважения и ощущение внутреннего долга, которые дают гораздо большее удовлетворение, чем некая эфемерная свобода и независимость не помнящих своего родства индивидов. Что касается молодежи, то, особенно в наше время, она не настолько себя проявила и не вселяет в отношении себя такого энтузиазма, чтобы обращаться к ней в своих произведениях. Пусть если кому интересно сами попытаются понять тех, кто положил жизнь на алтарь борьбы и обеспечил им место под солнцем.
— В последнее время появляется коррупционные скандалы, связанные с сотрудниками ФСБ. Связано ли это с тем, что сегодня спецслужбы уже не столько защищают интересы Родины, сколько правящей группы и зарабатывают деньги на секретах?
— Спецслужбы уже в силу своей природы не могут являться объектом для коррупции, это совершенно исключено. Другое дело, что из определения современных спецслужб исчезло понятие госбезопасности, которое выражало саму суть деятельности этих органов с момента их образования. Единая структура советских органов госбезопасности, общее руководство, широкая кадровая база гарантировали, что в органы попадали только наиболее достойные, преданные исключительно своему народу и своей стране люди. В наше время спецслужбы носят узковедомственный характер и поэтому в значительной мере теряют тот кадровый потенциал, который составлял основу их эффективности. Поэтому дело дошло до того, что отдельные сотрудники оказываются уличенными в криминальных поступках, несовместимых со званием не только чекиста, но и вообще офицера. Очевидно, что назрела необходимость задуматься о структурной реформе органов и возрождении их славного имени.
Единая структура советских органов госбезопасности, общее руководство, широкая кадровая база гарантировали, что в органы попадали только наиболее достойные, преданные исключительно своему народу и своей стране люди.
— Как Вы считаете, спецслужбы нуждаются сегодня в пиаре, если так можно сказать? Насколько Ваши книги способствуют сохранению их доброго имени?
— Вряд ли спецслужбы нуждаются в пиаре — в советское время даже само понятие пиара отсутствовало, но книги и фильмы о чекистах были наиболее востребованными. Сейчас во всех спецслужбах есть специальные подразделения, которые отвечают за связь с прессой и общественностью. Так что органы ни в коей мере не изолированы от общества. Что касается моих книг, то они не претендуют на изложение истории органов госбезопасности. Я вижу задачей поделиться своим отношением прежде всего к советской истории и тем ее краеугольным моментом, когда органы госбезопасности внесли особый вклад в укрепление нашей страны.
Я вижу задачей поделиться своим отношением прежде всего к советской истории и тем ее краеугольным моментом, когда органы госбезопасности внесли особый вклад в укрепление нашей страны.
— Как Вы относитесь к современным фильмам об агентах спецслужб? Что Вы думаете, когда имидж спецслужб превращают в комедийный фарс, не сказывается ли это негативно на их имидже?
— Я не очень часто смотрю современные фильмы об агентах, поскольку интересуюсь преимущественно советским периодом. Но предполагаю, что большинство из нынешних фильмов сделаны по голливудским образцам и в духе так называемой бондианы. Кроме того, что является специфической чертой современного кинематографа, на экране происходит отождествление моральнопсихологического типа сотрудников правоохранительных органов и атмосферы преступного мира. Все те же стимулы власти и наживы, низменных инстинктов и безнравственности. А ведь мы всегда подчеркивали, что советские сотрудники госбезопасности, например, разведчики, отличались тем, что работали за идею, не рассчитывая на вознаграждение. Отсюда высокий духовный уровень советских Штирлицев, которые к тому же не являются плодом воспаленного воображения кинематографистов, а соответствуют реальным историческим прототипам и отражают реальные исторические события, поскольку в создании советских фильмов о разведчиках участвовали не только талантливые режиссеры и актеры, но и прекрасные консультанты, помогающие сохранить историческую нить событий и сделать содержание интересным и захватывающим.