По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Независимые журналистские медиа перед социальными и профессиональными вызовами

Виктория Соцкова главный редактор сетевого издания «Первый национальный», член Союза журналистов России и Международной федерации журналистов (IFJ)
Константин Пряжников научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН

Современная российская медиасреда — это сложная, во многом уже сложившаяся, но по-прежнему динамично развивающаяся информационная экосистема.

Множество медиа разных жанров, из которых она состоит, используя инновационные технологии, создают многочисленные информационные потоки, формируя тем самым национальное информационное пространство и влияя на глобальное информационное поле.

Среди них и сетевые издания, создаваемые журналистами-профессионалами (СМИ, новостные сайты, экспертно-аналитические сайты, научно-популярные, научные, литературные издания), и другие социальные медиа — многочисленные блоггерские медиа-продук ты, аккаунты в крупнейших социальных сетях, Instagram, Twitter, каналы на Youtube, в Telegram, других мессенджерах, сервисы новостных лент социальных сетей и прочее. Этот сегмент постепенно превращается в крупную транснациональную индустрию, в которой за раскрученными непрофессиональными медиафигурами стоят крупные корпорации и политические акторы, огромные гонорары и рынок рекламы. Если первоначальными преимуществами таких медиа были малые затраты на производство контента и первичный капитал в виде масштабной виртуальной аудитории, то теперь — это уже огромные аудитории; бизнес на рейтингах, рекламе, шоу; огромное количество видеоматериалов, созданных самими пользователями. Селебритис зарабатывают здесь немалые капиталы, порой, на низкопробном контенте. За яркой внешней картинкой кроется и политизированный тыл, ядро которого осуществляет организованные вбросы информации и фейковых новостей и т.п. Эти информационные манипуляции подхватываются уже нерегулируемым множеством подписчиков, ботами и пр. У таких новых медиа, выполняющих функции СМИ, не бывает проблем с финансами или административным ресурсом, При этом часто они зарегистрированы в иностранных доменных зонах и поэтому недосягаемы для санкций.

Профессиональные журналисты сегодня также не обходятся без инновационных технологий. Страницы в сетях, аккаунты, боты, сбор больших данных, запуск различных акций, использование специальных программ для анализа статистики просмотров и т.д. — все это уже стало сегодня неотъемлемой частью журналистской профессии, ее повседневного существования. Для честных профессионалов именно личные аккаунты порой являются единственной возможностью высказать собственную точку зрения без ущерба для СМИ, в котором они работают.

Для Цитирования:
Виктория Соцкова, Константин Пряжников, Независимые журналистские медиа перед социальными и профессиональными вызовами. Служба PR. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: