из досье
Сергей Вячеславович Тарарыкин, ректор Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)
Дискуссии о качестве обучения студентов в российских вузах зачастую приводят к противоречивым ситуациям, обусловленным существенными различиями содержания радужных статей-самоотчётов вузовского менеджмента в многочисленных педагогических изданиях и реальных мнений абитуриентов и их родителей, студентов и выпускников о ценности полученного образования. Подчас это подкрепляется жёсткими вердиктами Рособрнадзора по итогам проведённых контрольных проверок.
Результаты госаккредитации вузов с привлечением профессионального экспертного сообщества, как правило, наиболее объективны, но формируются достаточно редко (1 раз в шесть лет) и постфактум, когда старшекурсники уже прошли основные этапы обучения и внести существенные коррективы в процесс их образования не представляется возможным.
В сложившихся условиях особую актуальность приобретает использование оперативных независимых оценок качества образовательной деятельности вузов как основы для её непрерывного совершенствования и разрешения указанных противоречий.
В настоящее время сформировались и получили распространение различные формы таких оценок, наиболее информативные и объективные из которых вполне могут быть использованы для организации и оперативной коррекции образовательных процессов вуза. При этом следует особо подчеркнуть, что ключевыми моментами являются объективность, оперативность, независимый характер оценок и своевременная коррекция (улучшение) образовательных процессов на их основе.
Поступление в вуз осуществляется, как правило, на основе результатов Единых государственных экзаменов, объективность и достоверность которых непрерывно повышаются. Однако оценки, полученные конкретным абитуриентом, по-прежнему остаются недостаточно информативными и детализированными по различным разделам и вопросам изученных им предметов. Они не дают представления об имеющихся пробелах знаний и не позволяют в полной мере оценить готовность молодого человека к освоению программ высшего образования с учётом специфики конкретного вуза, студентом которого он стал.