Сегодня система международных отношений характеризуется последствиями глобализации и растущей взаимозависимости международных участников, что приводит к стиранию чётких разграничений между внешними и внутренними, военными и невоенными аспектами. Эти факторы способствуют непредсказуемым трансграничным явлениям. В то же время сохраняются военные угрозы и риски, а также угрозы и риски гибридного типа.
Процесс глобализации и гибридные войны геополитического влияния между великими державами, риски военного характера и ряд угроз асимметричного характера напрямую влияют на стабильность и безопасность государств. Дихотомия в социально-экономическом развитии и межгосударственная конкуренция повышают риск возникновения конфликтов и напряжённости различного характера.
Эпоха трансформации международной политической системы, а именно радикальное изменение существующего мирового порядка, возродила интерес к понятию нейтралитета, которое было достаточно популярно в период холодной войны, но в связи с глобализацией потеряло свою актуальность.
Научный интерес к данной проблематике проявляют ряд специалистов по международным отношениям, политологов, историков и социологов, которые имеют собственный подход.
Классическое понятие нейтралитета, сформировавшееся одновременно с понятием суверенитета государства, с течением времени развивалось и обогащалось все новыми положениями и в 1907 г. было зафиксировано в Гаагской конвенции как устоявшаяся норма международного права [1].
Согласно дипломатическому словарю, нейтралитет — это международно-правовой статус государства, предполагающий отказ от участия в вооруженных конфликтах и от вступления в военно-политические блоки и союзы [3].
Нейтралитет — комплексный международно-правовой институт, прочно вошедший в практику межгосударственных отношений как один из способов защиты государств от разрушительного воздействия войн и экспансионистски настроенных государств [10, с. 98].
Актуальность исследования нейтралитета Молдавии исходит из желания определённого круга политических лиц пересмотреть статус постоянного нейтралитета Молдавии, который, по сути, является гарантом суверенитета и территориальной целостности государства.