При изучении проблемного использования цифровых технологий (ПИЦТ), в том числе — различных видов интернет-зависимости (ИЗ), наиболее актуальным является понимание их нейропсихологических механизмов [1–4].
В исследованиях объективных процессов формирования ПИЦТ используются две основные стратегии — нейровизуализационная и собственно нейрофизиологическая, каждая из которых обладает определенными преимуществами и ограничениями. Первая позволила выявить ряд важных закономерностей при ПИЦТ, основные из которых — участие в формировании ИЗ обширных зон мозга, ответственных за мотивационно-эмоциональное поведение и его когнитивный контроль [5–8].
В контексте нашей работы наиболее важным в этих нейровизуализационных исследованиях являются два положения. Во-первых, методом функциональной магнитно-резонансной томографии c использованием технологии Go/no-Go было показано изменение активности некоторых зон головного мозга у пациентов с интернет-зависимостью. Эти нейрофизиологические факты [9] объясняют ухудшение нервно-психических процессов, осуществляющих обнаружение и устранение нерелевантных сигналов. Во-вторых, изменения метаболической связи между зонами мозга, контролирующими сенсорную, двигательную и мотивационно-эмоциональную сферу у людей с игровой зависимостью свидетельствуют о сенсорной дезинтеграции и ухудшении анализа информации, поступающей из различных сенсорных систем [7]. Этот факт для нас представляет особый интерес, поскольку главной мишенью ПИЦТ, наряду с нервно-психическими функциями, является зрительный анализатор.
Собственно электроэнцефалографические (ЭЭГ) исследования показали, что изменения отдельных волн ЭЭГ служат хорошим маркером игровой и интернет-зависимости [4, 10–13], при этом наиболее информативными являются более высокочастотные (10,5–11 Гц, 21,5–22 Гц, 22,5–23 Гц) поддиапазоны [14–16].
В первой части настоящей статьи мы [17] предоставили результаты нейропсихологического исследования подростков с различной выраженностью ИЗ с применением международной системы IAPS и регистрацией связанной с событием электроэнцефалограммы (ССЭЭГ). Несмотря на определенную закономерность в характере реагирования подростков с ИЗ различной выраженности на зрительные стимулы разной эмоциональной валентности, эти данные не дают ответа на главный вопрос о нейронных механизмах формирования интернет-зависимого поведения.