Обучение — это процесс приобретения и закрепления знаний, умений и навыков. Оно тесно связано с памятью, ведь именно в ней закрепляются новые знания [1, 2, 4]. Поэтому, говоря об обучении мозга, мы неизбежно говорим о механизмах долговременной и кратковременной памяти. Однако прежде чем поговорить о них, необходимо понять, как работает обучение с точки зрения мозга.
Обучение бывает ассоциативным и неассоциативным. Первый вид предполагает, что сенсорный сигнал связывается с каким-то результатом — биологически положительным (поощрение) или отрицательным (наказание). Вслед за сенсорным сигналом в мозгу срабатывают центры положительных или отрицательных эмоций, при наличии соответствующей мотивации.
В изучение ассоциативного обучения большой вклад внес академик и физиолог Иван Петрович Павлов. Это привело ученого к выводу о том, что многократное повторение эксперимента создало устойчивую связь между звуком и пищей — условный рефлекс. Возникла новая ассоциация, а точнее нейронная связь, то есть образовался эффективный канал информации между клетками мозгового слухового центра и центрами, регулирующими работу слюнных желез. Мотивационное поведение человека намного сложнее, чем у животных, поскольку складывается из работы так называемого рептильного мозга, эмоциональной лимбической системы и высших когнитивных отделов мозга. Тем не менее мы тоже очень чувствительны к положительному и отрицательному обусловливанию стимулов, которые влияют на целевое поведение, то есть к «наградам» и «наказаниям».
Нейронаука включает широкий спектр исследований различных аспектов человеческой деятельности, связанных с изучением человеческого мозга, в том числе задействованы методы психологии, лингвистики, информатики, когнитивных наук [5, 11, 12]. В этом синтезе возникают такие отрасли наук, как нейропсихология, нейроэтика, нейроинформатика, нейробиология и другие. Главный вопрос, на который мы должны найти ответ в процессе обсуждения, — существует ли среди них и нейроlearning, нейрообучение.