В настоящее время основным методом диагностики депрессивных расстройств является клинико-психопатологический, во многом основанный на субъективной оценке психического состояния пациента, которая нередко зависит от клинического опыта врача. При этом известно, что в ряде случаев пациенты могут симулировать или аггравировать симптомы депрессии, а иногда и диссимулировать их, что подчёркивает значимость верификации наличия заболевания с использованием объективизирующих методов [1, 2].
Следует учитывать, что, согласно данным современных исследований, диагноз депрессивного расстройства не подтверждался результатами структурированного интервью в 29 % случаев [3], а частота ложноположительных результатов диагностики депрессии достигает 62 % [4]. При этом у 15 % обследованных не отмечается соответствия критериям депрессивного расстройства или вообще какого-либо расстройства настроения [5]. Чаще, чем ложноположительная диагностика, встречается гиподиагностика депрессивных расстройств, когда депрессивные нарушения при их наличии не выявляются и диагноз не устанавливается [6, 7].
В результате ряда исследований было установлено, что анализ движений глаз может служить источником информации о различных аспектах психического состояния человека, таких как уровень концентрации внимания, особенности восприятия информации и эмоциональные реакции [8]. Изменения в траектории и скорости движений глаз могут указывать на наличие определённых психических расстройств, таких как депрессия, тревожные состояния и шизофрения [9, 10], поскольку, как отмечает Р.В. Беляев, движения глаз человека обладают высокой степенью стабильности и индивидуальности, что позволяет использовать качественные и количественные параметры макро- и микроскопических характеристик окуломоторных реакций для диагностики различных психических заболеваний [11], Однако, несмотря на многочисленные научные исследования, направленные на разработку объективных методов диагностики депрессии и классификацию её форм, в настоящее время ни один из них не внедрён в практическую работу и не включён в современные диагностические критерии депрессии, такие как Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го пересмотра (DSM–V).