По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.44; 340.004.37, JEL classification J24

NeuroVSНейро: нейросети вместо человека или вместе с ним?

Вербицкая Наталья Олеговна д-р пед. наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/ Народной Воли, д. 62/45
Гаев Максим Александрович аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Уральский государственный лесотехнический университет, 620100, Россия, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 37

В последние годы нейросети постоянно внедряются во всевозможные сферы нашей жизни. Они очень быстро и успешно реализовываются как умные гаджеты и голосовые помощники, чат-боты, VR-оборудование — все это становится обыденностью для современного человека. Но нейросети — это не только что-то абстрактное и цифровое. Наш мозг на сегодняшний день является самой большой нейросетью по генерации мыслей, идей, образов. Эти два вида нейросетей являются неотъемлемой частью обучения, становления и развития человека XXI века.

Литература:

1. Шелепин Е. Ю. и др. Нейротехнологии управления целенаправленной деятельностью человека в условиях виртуальной среды // Нейротехнологии. — 2018. — Гл. 14. — С. 349–367.

2. Ширинкина Е. В. Нейротехнологии в образовательном процессе // Гуманитарно-педагогическое образование.— 2022. — Т. 8. — № S1. — С. 242–247.

3. Тащева А. И. и др. Нейротехнологии и развитие субъектности студентов и преподавателей в инклюзивном образовании // Профессиональное образование и рынок труда. — 2021. — №4 (47). — С. 73–87.

4. Малиничев Д. М., Арпентьева М.Р. Инновационные тренды цифровизации образования: нейротехнологии и роботы в образовательном диалоге // Информационное общество. — 2022. — № 5. — С. 35–43.

5. Бакалов Г., Митко Ш. Модель для работы в центре специальной образовательной поддержки с использованием нейротехнологий // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. — 2021. — № 1. — С. 281–285

6. Терехин А. Т. и др. Онтогенетическая эволюция и инволюция когнитивной деятельности мозга: нейросетевой подход. — М., 2009. — Т. 12. — С. 13.

7. Пятин В. Ф. и др. Каковы главные свойства нейросетей мозга? // Сложность. Разум. Постнеклассика. — 2020.— № 3. — С. 5–13.

8. Соболева Е. В., Вотинцева М. Л. Нейротехнологии в обучении: искусство управлять мыслью // Цифровая трансформация образования: сб. мат. 2-й Межд. конф. — 2019 [Электронный ресурс].

9. Васенков Д. В. Методы обучения искусственных нейронных сетей // Компьютерные инструменты в образовании. — 2007. — № 1. — С. 20–29.

10. Вербицкая Н. О. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования в условиях цифровой цивилизации / Н.О. Вербицкая, Б. До, А.А. Мазуркова // Вестник Южно-Уральского государственного университета.

11. Еськов В. М. и др. Эвристическая работа мозга и искусственные нейронные сети // Биофизика. — 2019. — Т. 64.— № 2. — С. 388–395.

12. Ширинкина Е. В. Нейротехнологии в системе управления знаниями на предприятиях // Вопросы управления.— 2019. — № 5 (60). — С. 214–220.

13. Малиничев Д. М., Арпентьева М.Р. Инновационные тренды цифровизации образования: нейротехнологии и роботы в образовательном диалоге // Информационное общество. — 2022. — № 5. — С. 35–43.

14. Ефимов Ю. В., Березина А. В. Нейротехнологии в образовании: проблемы и решения // Материалы XIV Международной научно-технической конференции. — УГЛТУ, 2023. — С. 388–393.

15. Фрайссин Ж. Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, коллаборативное обучение и педагогические инновации // Непрерывное образование: XXI век. — 2016. — № 4 (16). — С. 119–135.

В различные периоды времени в научных кругах и сообществах практиков возникают различные мнения, тенденции и даже мифы о нейросетях и искусственном интеллекте. Одним из таких явлений в настоящее время можно назвать укрепляющееся мнение о том, что нейросети и искусственный интеллект скоро оттеснят человека от целого ряда профессий и видов деятельности. Для того чтобы отсеять мифы и выявить рациональное зерно в процессах использования нейросетей, необходимо провести сравнительный анализ. Хотя сразу необходимо оговориться, что сравнение в этом случае относительное. Искусственные нейросети являются продуктом работы человеческого сознания и несут в себе определенные абстрактные математические модели. Тем не менее разделение искусственных и естественных нейросетей необходимо человеку, чтобы детальнее разобраться в том, как же работают собственные биохимические нейросети мозга. Человек создает нейроподобные искусственные модели, чтобы глубже понять природу сознания.

Принцип действия искусственной нейросети схож с работой головного мозга, но преимущественно упрощен.

Разделяя нейросети на естественные и искусственные, рассмотрим ключевые аспекты каждого вида.

Говоря о нервной системе нашего мозга, стоит отметить, что основной единицей мозга является нейрон. Их в нашей нервной системе насчитывается около 100 млрд, при этом между ними существует связь, через которую проходят и обмениваются электрические сигналы, называемые нервными импульсами. Передаче сигнала также способствуют особые химические вещества — нейромедиаторы. Сам механизм передачи нервных импульсов головного мозга человека довольно хорошо изучен учеными. Но при этом остается открытым вопрос формирования мыслей на основе этих сигналов, так как обосновать и разъяснить это важное явление нашей мозговой системы пока ученым со всего мира не удается [1].

Принцип действия искусственной нейросети схож с работой головного мозга, но преимущественно упрощен. Вся информация, которая передается внутри нейросети, кодируется в двоичной системе. При этом все нейросети имеют определенный алгоритм, основанный на нечеткой логике. Нейросети практически не способны действовать вне или против этого алгоритма. Также важным элементом искусственных сетей являются узлы, которые аналогичны мозговым нейронам человека, так называемая математическая модель, в которой производятся вычисления на основе извлекаемой информации[2].

Для Цитирования:
Вербицкая Наталья Олеговна, Гаев Максим Александрович, NeuroVSНейро: нейросети вместо человека или вместе с ним?. Кадровик. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: