По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Нестандартная организация местного самоуправления: форматы, требования, условия

Наталья Николаевна Филимонова кандидат юридических наук, г. Санкт-Петербург

Для отдельных территорий (города федерального значения, административные центры субъектов РФ, ЗАТО, наукограды, Арктическая зона и др.) предусматривается особый порядок формирования органов местного самоуправления. Это означает, что: города федерального значения предполагают ОМСУ во внутригородских муниципальных образованиях, формат функционирования которых определяется законом субъектов Федерации; административные центры субъектов РФ являются городскими округами, глава избирается представительным органом из тех кандидатов, которые были предложены губернатором; двухуровневая система МСУ: сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов; городское поселение — город или иной населенный пункт, который (возможно) включает сельскую территорию; муниципальный район — несколько поселений, объединившихся для решения межпоселенческих вопросов. Законодатель отмечает, что в административных центрах районов местная администрация может не формироваться, ее функции тогда выполняет администрация района. Для особых территорий (ЗАТО, наукограды, Арктическая зона и т. д.) применяются специальные нормы, учитывающие их специфический правовой статус. Все вышеперечисленное означает, что к организации МСУ применяется достаточно гибкий подход, зависящий от правового статуса органа местного самоуправления.

Для некоторых категорий (федеральные территории, города федерального значения, административные центры субъектов РФ, закрытые административно-территориальные образования, наукограды, инновационный центр «Сколково», приграничные территории, территории, относимые к списку, касающемуся опережающего развития, инновационные научнотехнологические центры, свободный порт Владивосток, территории, относящиеся к Арктической зоне или с низкой плотностью населения, а также в иных случаях) предусматривается особое регулирование местного самоуправления.

В городах федерального значения подобные структуры функционируют в формате внутригородских муниципальных образований. При этом особенности вида муниципального образования городов подобного типа определяются законами таких субъектов.

Для Москвы, например, на данный момент времени это Закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве»1 , для Санкт-Петербурга — одноименный акт2 .

Кроме регионального документа, большое внимание уделяется также уставам внутригородского муниципального образования. Им может быть предусмотрена следующая конфигурация: глава муниципального образования одновременно замещает как государственную должность субъекта РФ, так и муниципальную должность. Этим же уставом может быть предусмотрено также формирование исполнительно-распорядительного органа, который возглавляется главой муниципального образования, который исполняет полномочия председателя представительного органа.

Необходимо учитывать, что ряд требований, установленных для всех муниципальных образований, для рассматриваемых субъектов не применяются:

• требование о прекращении полномочий депутата — к соответствующему народному избраннику представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения, избранному главой муниципального образования, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования;

Для Цитирования:
Наталья Николаевна Филимонова, Нестандартная организация местного самоуправления: форматы, требования, условия. Глава местной администрации. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: