«Ильин день празднуется в Самарово более весело, нежели какой праздник:
20 июля праздник церковный, а 21 и 22 числа праздники по обещанью,
установленные со времени холеры 1848 года.
Еще за неделю до Ильина дня съезжаются в Самарово крестьянки
из окрестных деревень, называемыя “ильиничными”,
которые главным образом хотят посетить храм Божий в этот праздник.
С утра жители одеваются в лучшие праздничные одежды
и почти исключительно отправляются в церкви…
…После крестного хода жители обедают, затем старики ложатся отдыхать,
а молодежь взбирается на высоту, откуда открывается прелестный вид на село и Иртыш,
и здесь веселятся в хороводах и пляске. Парни и девушки веселятся вовсю,
и нет тут ни принужденности, ни чопорности, ни натянутости.
Казачка пляшут одни парни, а в других плясках и хороводах участвуют и девки.
В былые годы и я веселился там, пел, плясал и целовался с девицами под текст песен.
Есть чем вспомнить то время!»
Хрисанф Лопарев. Самарово: село Тобольской губернии и округа: Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом. — СПб., 1896
Маленькая соседка по ряду, этакая юная сударыня — степенная и важная, но с живыми и привлекающими своим любопытством ко всему происходящему глазами, долго не могла понять, о чем ее спрашивают. Мы находились в небольшом зале, который шумел разноголосицей радостно приветствующих друг друга людей — шли последние приготовления к конкурсным выступлениям, она вместе с такой же обаятельной артисткой (или носительницей народной культуры?) шести-семи лет, казалось, хотела впитать весь этот необычный для нее шум ожидания праздника. Одетая уже в сценический народный костюм, девочка разглядывала и своих будущих соперников по сцене, и мгновенно реагировала на выходивших и входивших в зал и участников, и просто зрителей, и, конечно же, членов жюри конкурса, успевая при этом доверительно бросать реплики подружке. Поэтому на несколько раз повторенный вопрос — откуда вы приехали, она отвечала однозначно — из России.