По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311:621.321

Несинусоидальные режимы в системах тягового электроснабжения, оснащенных устройствами компенсации реактивной мощности

Закарюкин В. П. д-р техн. наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Крюков А. В. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Куцый А. П. аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

Предложенная методика компьютерного моделирования дает возможность определять перегрузки конденсаторных батарей при наличии несинусоидальности кривых токов и напряжений. Применение методики в практике эксплуатации позволит избежать нештатных ситуаций, которые могут приводить к выходу из строя дорогостоящее оборудования.

Литература:

1. Бородулин Б.М., Герман Л.А., Николаев Г.А. Конденсаторные установки электрифицированных железных дорог. – М.: Транспорт, 1983. – 183 с.

2. Герман Л.А., Герман В.Л. Автоматизация электроснабжения тяговой сети переменного тока. – М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2014. – 173 с.

3. Герман Л.А., Серебряков А.С. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 315 с.

4. Герман Л.А., Серебряков А.С., Дулепов Д.Е. Фильтрокомпенсирующие установки в системах тягового электроснабжения железных дорог. – Княгинино: НГИЭУ, 2017. – 402 с.

5. Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. – М.: Транспорт, 1982. – 528 с.

6. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Черепанов А.В. Управление качеством электроэнергии в системах электроснабжения железных дорог. – Иркутск: ИрГУПС, 2015. – 180 с.

7. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Куцый А.П. Моделирование несинусоидальных режимов систем тягового электроснабжения, оснащенных установками компенсации реактивной мощности // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2018. – № 1 (57). – С. 72–79.

8. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Intelligent Traction Power Supply System // The power grid of the future / Proceeding № 2. Otto-von-Guericke University Magdeburg. Magdeburg. – 2013. – P. 44–48.

9. Steimel A. Electric traction motive power and energy supply. Basics and practical experience. Munchen: Oldenbourg Industrieverlag, 2008. – 334 p.

10. Energieversorgung elektrischer bannen / H. Biesenack, E. Braun, G. George, etc. / Wiesbaden: B.G. Teubner Verlag, 2006. – 732 p.

11. Скамьин А.Н. Повышение эффективности функционирования конденсаторных батарей в электрической сети горного предприятия // Записки Горного института. – 2011. – Т. 189. – С. 107–110.

12. Пехтерев Ф.С. Перспективные полигоны обращения тяжеловесных поездов // Железнодорожный транспорт. – 2014. – № 9. – С. 7–10.

13. Курбасов А.С. Тяжеловесное движение грузовых поездов на российских железных дорогах: за и против // Наука и транспорт. – 2012. – № 3. – С. 15–17.

14. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Черепанов А.В. Моделирование режимов систем тягового электроснабжения при движении тяжеловесных поездов // Вестник ИрГТУ. – 2016. – Т. 20. – № 11. – С. 133–142.

15. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. – 273 с.

16. Крюков А.В., Закарюкин В.П. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 170 с.

Источники реактивной мощности (ИРМ), выполненные на основе конденсаторных батарей (КБ), являются эффективным средством улучшения качества электрической энергии в системах тягового электроснабжения (СТЭ) железных дорог переменного тока [1–10]. Из-за наличия в СТЭ существенных гармонических искажений, которые создают выпрямительные электровозы, возможны перегрузки КБ токами высших гармоник (ВГ). При значительных уровнях несинусоидальности такие перегрузки могут привести к выходу из строя ИРМ [7, 11], поэтому задача прогнозирования возможных перегрузок имеет практическую значимость.

Особую актуальность она приобретает при планировании пропуска поездов повышенной массы [12–14].

Методика моделирования. ИРМ в тяговой сети переменного тока служат для компенсации реактивной мощности.

Задача прогнозирования перегрузок конденсаторов ИРМ может быть решена с помощью моделирования несинусоидальных режимов СТЭ для планируемых размеров движения на основе методов и средств, разработанных в ИрГУПСе.

Способы адекватного моделирования СТЭ, учитывающие электромагнитные взаимовлияния и позволяющие объединять СТЭ и внешнюю сеть в единую систему, предложены в работах [15, 16]. Переход к имитационному моделированию потребовал разработки алгоритмов формирования отдельных мгновенных схем, определяемых перемещением поездов, и формирования интегральных характеристик моделирования. Методика моделирования реализована в виде программного комплекса (ПК) Fazonord, который предназначен для определения совокупности режимов мгновенных схем СТЭ переменного тока, отвечающих размещению поездов в пространстве в дискретные моменты времени. С помощью ПК возможно выполнять моделирование режимов СТЭ на основной частоте и частотах высших гармоник, которые генерируются электровозами, а также стационарными источниками несинусоидальности. При создании расчетных моделей применяются визуальные компоненты, отвечающие элементам СТЭ и питающей электроэнергетической системы. К таким элементам относятся кабельные и воздушные ЛЭП, тяговые сети, трансформаторы, имеющие различные соединения обмоток, узлы нагрузки и др.

Для Цитирования:
Закарюкин В. П., Крюков А. В., Куцый А. П., Несинусоидальные режимы в системах тягового электроснабжения, оснащенных устройствами компенсации реактивной мощности. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: