По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311:621.321

Несинусоидальные режимы в системах тягового электроснабжения, оснащенных устройствами компенсации реактивной мощности

Закарюкин В. П. д-р техн. наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Крюков А. В. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Куцый А. П. аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Ключевые слова: железная дорога, система тягового электроснабжения, переменный ток, конденсаторные батареи, высшие гармоники, перегрузка

Предложенная методика компьютерного моделирования дает возможность определять перегрузки конденсаторных батарей при наличии несинусоидальности кривых токов и напряжений. Применение методики в практике эксплуатации позволит избежать нештатных ситуаций, которые могут приводить к выходу из строя дорогостоящее оборудования.

Литература:

1. Бородулин Б.М., Герман Л.А., Николаев Г.А. Конденсаторные установки электрифицированных железных дорог. – М.: Транспорт, 1983. – 183 с.

2. Герман Л.А., Герман В.Л. Автоматизация электроснабжения тяговой сети переменного тока. – М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2014. – 173 с.

3. Герман Л.А., Серебряков А.С. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 315 с.

4. Герман Л.А., Серебряков А.С., Дулепов Д.Е. Фильтрокомпенсирующие установки в системах тягового электроснабжения железных дорог. – Княгинино: НГИЭУ, 2017. – 402 с.

5. Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. – М.: Транспорт, 1982. – 528 с.

6. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Черепанов А.В. Управление качеством электроэнергии в системах электроснабжения железных дорог. – Иркутск: ИрГУПС, 2015. – 180 с.

7. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Куцый А.П. Моделирование несинусоидальных режимов систем тягового электроснабжения, оснащенных установками компенсации реактивной мощности // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2018. – № 1 (57). – С. 72–79.

8. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Intelligent Traction Power Supply System // The power grid of the future / Proceeding № 2. Otto-von-Guericke University Magdeburg. Magdeburg. – 2013. – P. 44–48.

9. Steimel A. Electric traction motive power and energy supply. Basics and practical experience. Munchen: Oldenbourg Industrieverlag, 2008. – 334 p.

10. Energieversorgung elektrischer bannen / H. Biesenack, E. Braun, G. George, etc. / Wiesbaden: B.G. Teubner Verlag, 2006. – 732 p.

11. Скамьин А.Н. Повышение эффективности функционирования конденсаторных батарей в электрической сети горного предприятия // Записки Горного института. – 2011. – Т. 189. – С. 107–110.

12. Пехтерев Ф.С. Перспективные полигоны обращения тяжеловесных поездов // Железнодорожный транспорт. – 2014. – № 9. – С. 7–10.

13. Курбасов А.С. Тяжеловесное движение грузовых поездов на российских железных дорогах: за и против // Наука и транспорт. – 2012. – № 3. – С. 15–17.

14. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Черепанов А.В. Моделирование режимов систем тягового электроснабжения при движении тяжеловесных поездов // Вестник ИрГТУ. – 2016. – Т. 20. – № 11. – С. 133–142.

15. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. – 273 с.

16. Крюков А.В., Закарюкин В.П. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 170 с.

Источники реактивной мощности (ИРМ), выполненные на основе конденсаторных батарей (КБ), являются эффективным средством улучшения качества электрической энергии в системах тягового электроснабжения (СТЭ) железных дорог переменного тока [1–10]. Из-за наличия в СТЭ существенных гармонических искажений, которые создают выпрямительные электровозы, возможны перегрузки КБ токами высших гармоник (ВГ). При значительных уровнях несинусоидальности такие перегрузки могут привести к выходу из строя ИРМ [7, 11], поэтому задача прогнозирования возможных перегрузок имеет практическую значимость.

Особую актуальность она приобретает при планировании пропуска поездов повышенной массы [12–14].

Методика моделирования. ИРМ в тяговой сети переменного тока служат для компенсации реактивной мощности.

Задача прогнозирования перегрузок конденсаторов ИРМ может быть решена с помощью моделирования несинусоидальных режимов СТЭ для планируемых размеров движения на основе методов и средств, разработанных в ИрГУПСе.

Способы адекватного моделирования СТЭ, учитывающие электромагнитные взаимовлияния и позволяющие объединять СТЭ и внешнюю сеть в единую систему, предложены в работах [15, 16]. Переход к имитационному моделированию потребовал разработки алгоритмов формирования отдельных мгновенных схем, определяемых перемещением поездов, и формирования интегральных характеристик моделирования. Методика моделирования реализована в виде программного комплекса (ПК) Fazonord, который предназначен для определения совокупности режимов мгновенных схем СТЭ переменного тока, отвечающих размещению поездов в пространстве в дискретные моменты времени. С помощью ПК возможно выполнять моделирование режимов СТЭ на основной частоте и частотах высших гармоник, которые генерируются электровозами, а также стационарными источниками несинусоидальности. При создании расчетных моделей применяются визуальные компоненты, отвечающие элементам СТЭ и питающей электроэнергетической системы. К таким элементам относятся кабельные и воздушные ЛЭП, тяговые сети, трансформаторы, имеющие различные соединения обмоток, узлы нагрузки и др.

Для Цитирования:
Закарюкин В. П., Крюков А. В., Куцый А. П., Несинусоидальные режимы в системах тягового электроснабжения, оснащенных устройствами компенсации реактивной мощности. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: