По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.09 DOI:10.33920/nik-02-2501-04

Непривычный Чехов

Розин Вадим Маркович главный научный сотрудник сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, доктор философских наук, профессор, 109240, Российская Федерация, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр. 1, Эл. адрес: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

Прочел очень интересную книгу Дональда Рейнфильда «Жизнь Антона Чехова». И образ Чехова — тонкого интеллигентного человека в пенсне, гениального мастера коротких рассказов и повестей, одного из реформаторов театра конца XIX, начала ХХ столетия — у меня буквально рухнул. Точнее оценка и значение произведений Чехова вполне выдержали испытание, но вот от образа Антона Павловича как личности и человека остались одни ошметки. Потом я подумал, а что это был за образ, откуда я его взял. Положа руку на сердце, нужно признаться, что этот образ в каком-то смысле не мой, я не ставил себе сознательную задачу, понять личность Чехова, критически осмыслить его многочисленные письма (более 5000) и комментарии к его жизни других исследователей. Это образ, думаю, как и у большинства других читателей, сложился у меня под влиянием идеологизированных версий жизни великого писателя на посиделках школьных уроков литературы, передач на радио и телевидении, наконец, чтения произведений Чехова (ведь когда читаешь, невольно создаешь, почти из воздуха, некий образ автора). Оказалось, что этот обобщенный, условный и надуманный образ ничего общего не имеет с теми сведениями о жизни Чехова, которые я нашел в книге Рейнфильда. Это сделало очевидным, что произведения автора и образ автора — вещи совершенно различные.

Литература:

1. Кирьянова А. Две души Марины // Проза.РУ https://proza.ru/2006/08/10-105

2. Рейнфильд Д. Жизнь Антона Чехова [Текст] : / Дональд Рейфилд ; [перевод с английского Ольги Макаровой]. — [2-е изд., испр. и доп.]. — Москва : КоЛибри, 2018. — 892 с.

3. Чехов А.П. Собрание сочинений в восьми томах. — Т. 6. — Библиотека «Огонек». — Изд. «Правда», М. 1970.

1. Kiryanova A. Two Souls of Marina // Proza.RU https://proza.ru/2006/08/10-105

2. Reinfield D. The Life of Anton Chekhov [Text]: / Donald Rayfield; [translated from English by Olga Makarova]. — [2nd ed., corrected and additional]. — Moscow: KoLibri, 2018. — 892 p.

3. Chekhov A.P. Collected Works in Eight Volumes. — T. 6. — Ogonyok Library. — Pravda Publishing House, Moscow, 1970.

Считается, что Чехов (во всяком случае, я так думал), скажем, в отличие от «наше все» Александра Сергеевича Пушкина, ловеласа и покорителя многочисленных женских сердец, был певцом идеальной любви, а в своей жизни, если и имел близкие отношения с женщинами, то очень мало и в основном в конце своей жизни со своей женой Ольгой Леонардовной Книппер. Выясняется совсем другая картина. Уже с 14 лет Антон Павлович посещает публичные дома. Позднее, в ноябре 1888 года, Чехов в письме к Плещееву, когда ему было уже 28 лет, пишет: «Что касается девок, то по этой части я во времена оны был большим специалистом…». И в конце декабря Щеглову: «Отчего вы так не любите говорить о Соболевском переулке? Я люблю тех¸ кто там бывает, хотя сам бываю там так же редко, как и Вы. Не надо брезговать жизнью, какова бы она ни была» [2, с. 227]. А в 1890–1891 годах, путешествуя по Сибири и Дальнему востоку, Чехов с интересом и удовольствием посещает местные публичные дома. С Цейлона он, например, пишет Н.М. Ежову. «Я <…> по самое горло насытился пальмовыми лесами и бронзовыми женщинами. Когда у меня будут дети, то я им скажу не без гордости: “Вы сукины сыны, в свое время я имел отношения с черноглазой индуской… где? В кокосовой плантации в лунную ночь”… Что прелесть, так это — цветные женщины!» [1, c. 290].

Ну, а в плане временных связей с самыми разными женщинами (от хорошеньких горничных до образованных и интеллигентных дам) Чехов обошел Пушкина на много кругов, счет идет не на десятки, а буквально сотни. Собственно значительная часть книги Рейнфильда посвящена описанию этих кратковременных и более длительных знакомств и отношений, без которых Чехов, судя по всему, просто не мог жить.

Ради справедливости, стоит отметить, что значительно больше в этой книге все же представлено описание времени, семьи и среды, в которой рос и дальше жил и творил Антон Павлович. Это было время кардинальной трансформации и кризиса социальных норм, в том числе касающихся семейных и сексуальных отношений. Семья же Чехова, как известно, прошла еще не очень большой путь из крепостного состояния в культуру; Антона и его братьев по культурной принадлежности многие исследователи записывают в разночинцы. Среда Чехова в значительной части была богемная (художники, артисты), где случайные связи и пьянство никогда не осуждались. И при всем при том, Антону Павловичу приходилось помогать всем своим родным, он работал, как говорится, день и ночь, обладал способностью писать почти в любой обстановке.

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Непривычный Чехов . Ученый совет. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: