Для того чтобы оценить уровень компетентности, «выживаемость» профессиональных знаний и практических навыков, а также выявить проблемы в образовательном «багаже» медицинских сестер, был проведен социологический опрос среди специалистов сестринского дела с помощью анкеты «Самооценка уровня выживаемости знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности» (табл. 1).
Обобщающие результаты оценки уровня выживаемости необходимых знаний для профессиональной деятельности специалистов сестринского дела представлены в таблице 2.
Наибольшая доля дефицита и отсутствия знаний (70 %) приходится на дисциплины, предусматривающие проведение профилактических мероприятий, включающих здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Объяснить полученный результат, с нашей точки зрения, можно тем, что профилактика как направление деятельности среднего медицинского работника стала развиваться только в течение последних пяти лет. В связи с этим в системе непрерывного профессионального образования на последипломном уровне недостаточно образовательных модулей, содержащих информацию для приобретения знаний и развития необходимых навыков и умений по профилактике (рис. 1).
Дальнейшая оценка уровня знаний специалистов сестринского персонала показала, что на втором месте (67 %) стоят показатели дефицита и отсутствия знаний по осуществлению организационной и исследовательской сестринской деятельности. Данные показатели говорят о том, что в своей профессиональной деятельности сестринский персонал достаточно редко касается решения вопросов организационной работы (чаще в случаях исполнения должностных обязанностей старшей медицинской сестры) и совсем не занимается научно-исследовательской работой в своей профессии (см. рис. 1).
Основными направлениями профессиональной деятельности специалистов сестринского дела являются участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, а также оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. В связи с этим важными являются показатели знаний по дисциплинам, формирующим профессиональные умения и навыки по вышеуказанным направлениям. Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что дефицит и отсутствие знаний по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции, составляет в совокупности 66 % (см. рис. 1).