По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним медицинским и высшим сестринским образованием на рабочем месте (фрагмент из методических рекомендаций)

Каткасова Л. Г. заместитель главного врача клиники, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Карасева Л. А. директор Института сестринского образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 года предъявляет новые требования к подготовке медицинских кадров среднего звена, особенно в рамках дополнительного профессионального образования. Для того чтобы специалисты сестринского дела были конкурентоспособными в своей профессии и на своих должностях, необходимо уделять внимание их образованию и самообразованию на рабочем месте.

Литература:

1. Блохина М. В. Обучение медицинских сестер на рабочем месте: перспективы развития, преимущества, возможности управления // Главная медицинская сестра. — 2005. — № 7. — С. 107–111.

2. Хрущева Н. И. Обучение на рабочем месте // Медицинская сестра. — 2009. — № 6. — С. 36–38.

Для того чтобы оценить уровень компетентности, «выживаемость» профессиональных знаний и практических навыков, а также выявить проблемы в образовательном «багаже» медицинских сестер, был проведен социологический опрос среди специалистов сестринского дела с помощью анкеты «Самооценка уровня выживаемости знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности» (табл. 1).

Обобщающие результаты оценки уровня выживаемости необходимых знаний для профессиональной деятельности специалистов сестринского дела представлены в таблице 2.

Наибольшая доля дефицита и отсутствия знаний (70 %) приходится на дисциплины, предусматривающие проведение профилактических мероприятий, включающих здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Объяснить полученный результат, с нашей точки зрения, можно тем, что профилактика как направление деятельности среднего медицинского работника стала развиваться только в течение последних пяти лет. В связи с этим в системе непрерывного профессионального образования на последипломном уровне недостаточно образовательных модулей, содержащих информацию для приобретения знаний и развития необходимых навыков и умений по профилактике (рис. 1).

Дальнейшая оценка уровня знаний специалистов сестринского персонала показала, что на втором месте (67 %) стоят показатели дефицита и отсутствия знаний по осуществлению организационной и исследовательской сестринской деятельности. Данные показатели говорят о том, что в своей профессиональной деятельности сестринский персонал достаточно редко касается решения вопросов организационной работы (чаще в случаях исполнения должностных обязанностей старшей медицинской сестры) и совсем не занимается научно-исследовательской работой в своей профессии (см. рис. 1).

Основными направлениями профессиональной деятельности специалистов сестринского дела являются участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, а также оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. В связи с этим важными являются показатели знаний по дисциплинам, формирующим профессиональные умения и навыки по вышеуказанным направлениям. Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что дефицит и отсутствие знаний по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции, составляет в совокупности 66 % (см. рис. 1).

Для Цитирования:
Каткасова Л. Г., Карасева Л. А., Непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним медицинским и высшим сестринским образованием на рабочем месте (фрагмент из методических рекомендаций). Медсестра. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: