Концепция образования за последние годы полностью изменилась. В начале XX века обновление знаний происходило каждые 20–30 лет. С развитием системы последипломного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами медицинские работники стали повышать квалификацию каждые 5 лет. В настоящее время актуальной становится потребность в постоянном личностном и профессиональном росте медицинских работников, их непрерывном обучении на протяжении всей трудовой деятельности. Такая необходимость обусловлена быстрым развитием системы отечественного здравоохранения, внедрением инновационных технологий, в том числе и в сестринскую практику.
На базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический онкологический диспансер» (далее — ГБУЗ СОКОД) проведена исследовательская работа, целью которой стало совершенствование системы непрерывного образования сестринского персонала в условиях медицинской организации. Для достижения поставленной цели необходимо было оценить существующий уровень профессиональных знаний и практических навыков у сестринского персонала ГБУЗ СОКОД, спланировать и провести мероприятия по обучению сестринского персонала в условиях медицинской организации в течение календарного года, оценить уровень профессиональных знаний и практических навыков у специалистов сестринского дела после реализации мероприятий по обучению персонала, внедрить программу непрерывного профессионального образования сестринского персонала в медицинской организации (рис. 1).
В исследовании принимал участие сестринский персонал отделения реанимации и интенсивной терапии онкологического диспансера.
На первом этапе нашего исследования мы проводили оценку существующего уровня профессиональных знаний и практических навыков у сестринского персонала. С этой целью в 2017 г. было проведено тестирование медицинских сестер и оценка их практических навыков по трем профессионально важным направлениям деятельности в онкологической службе: