Перенос акцентов внимания со стационара на поликлинику определяет действительность современной организации медицинской помощи. В связи с этим многие вопросы деятельности поликлиник, которые десятилетиями оставались «в тени», сегодня требуют пристального внимания и реорганизации.
Сокращение функциональных обязанностей стационаров, в том числе и по неотложной помощи, должно расширить эти возможности в поликлинике. А что же мы имеем на сегодняшний день?
В экстренных ситуациях в условиях поликлиники возможны два варианта оказания неотложной помощи:
1) вызов скорой медицинской помощи (СМП) при необходимости госпитализации больного,например, при болях в груди, животе, гипертоническом кризе, обмороке, удушье, обострении хронических заболеваний и т. д.;
2) оказание помощи в поликлинике, в ситуациях, когданеотложное состояние может быть купировано: повышение артериального давления (без гипертонического криза), приступ бронхиальной астмы и т. д.
Если каждый вызов СМП регистрируется, то вот оказываемая неотложная помощь в поликлинике – далеко не всегда. Единственным источником о неотложных состояниях является журнал назначаемых внутривенных лекарственных препаратов в процедурном кабинете. Однако необходимо понимать, что не все неотложные состояния требуют внутривенного введения препаратов: нетяжелое обострение бронхиальной астмы лечится небулайзерной терапией, а повышение уровня АД – таблетированными гипотензивными препаратами. Но эти случаи редко фиксируются в амбулаторной карте или другой медицинской документации поликлиники. Структура зарегистрированных неотложных состояний в процедурном кабинете отражена на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что пациенты обращаются с различными неотложными состояниями. В связи с этим необходимо пересмотреть оснащение отделения неотложной помощи, позволяющее оказывать помощь на месте, не дожидаясь приезда СМП.
Кроме того, необходимо вспомнить работу скоропомощного стационара: при госпитализации пациента сразу осматривает 2 врача: врач приемного покоя и дежурный врач в отделении, осуществляющий динамическое наблюдение за его состоянием. На следующий день проводит осмотр заведующий отделенияи лечащий врач. Таким образом, за сутки пациент осмотрен четырьмя врачами. Если случай не стандартный, то пациент консультируется сотрудниками университетской клиники. В поликлинике этот процесс обычно сводится к следующему: пациент обратился самостоятельно, его осмотрел участковый врач, выявил неотложную ситуацию, оказали помощь в поликлинике и, в лучшем случае, назначили повторный прием через несколько дней или выполнили актив. А где осмотр старших коллег, заведующего отделением, госпитализация в дневной стационар? Поэтому для более эффективной работы отделения неотложной помощи необходим журнал регистрации всех обращений по поводу неотложных состояний, а также ежедневный контроль деятельности врачей за прошедший день со стороны заведующих отделениями.