Истоки современного украинского ультраправого радикализма восходят к первой половине XX в. В этот период формируется доктрина интегрального национализма, связанная прежде всего с Организацией украинских националистов (ОУН), основанной в 1929 г. Идеологи ОУН (Дмитрий Донцов, Николай Михновский и др.) провозглашали превосходство интересов украинской нации, оправдывали насилие в борьбе за независимость и проповедовали нетерпимость к «чуждым» элементам — эти черты позволяют отнести их взгляды к крайне правому спектру. Радикальный национализм в межвоенной Польше особенно окреп в Галичине (Восточная Малопольша), где украинское население испытывало дискриминацию, что подпитывало настроения реванша и этнической сплоченности.
Во время Второй мировой войны часть украинских националистов сотрудничала с нацистской Германией, рассчитывая добиться создания независимого государства. Наиболее известны деятели того периода — Степан Бандера (лидер радикального крыла ОУН-Б) и Роман Шухевич (главнокомандующий Украинской повстанческой армии, УПА).
Их организации в 1941–1944 гг. принимали участие как в борьбе против советской армии, так и в акциях против мирного населения. Исторически задокументировано, что отряды ОУН-УПА совершали массовые убийства польских граждан на Волыни в 1943 г. и участвовали в Холокосте еврейского населения. Несмотря на то что уже в 1943 г. ОУН-УПА развернула вооруженное сопротивление немецким оккупантам, вклад некоторых украинских националистов в преступления нацистского периода остаётся предметом острых споров. Тем не менее в памяти потомков радикальные националисты этого периода часто героизируются как борцы за независимость, что создает почву для современных ультраправых идеологических мифов.
После 1945 г. идеология украинского интегрального национализма сохранялась в эмигрантской среде. Многие активисты ОУН и УПА бежали на Запад (в Германию, Канаду, США), где основали организации украинской диаспоры. В условиях начала холодной войны американские и британские спецслужбы поддерживали контакты с антисоветски настроенными украинскими националистами. Так, уже к концу 1940-х гг. ЦРУ развернуло операцию по тайной поддержке украинского подполья, включая заброску агентов и ресурсов на территорию УССР. Ключевым партнером западных спецслужб стал Николай Лебедь — бывший руководитель службы безопасности ОУН, связанный с военными преступлениями, которому США предоставили убежище и содействие в деятельности антисоветской организации «Пролог». Несмотря на провал попыток ЦРУ разжечь широкое повстанческое движение внутри советской Украины (операция Red Sox завершились полным разгромом подполья), западная поддержка способствовала сохранению радикально-националистических идей в диаспоре. Украинские эмигрантские объединения (например, Антибольшевистский блок народов) в послевоенные десятилетия продолжали культивировать культ ОУН-УПА и распространять антикоммунистическую, а нередко и ксенофобскую литературу.