Статья поступила 06.04.2016 г
Климат, образ правления,
вера дают каждому народу особенную физиономию.
А.С. Пушкин
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.И. Тютчев
Прошлое всегда будет хранителем надежности бытия. Для консервативной мысли характерно стремление оттолкнуться в своих построениях от неистребимой потребности человека укорениться в прошлом. На этот счет русский мыслитель консервативного толка Л. А. Тихомиров заметил: «В государственных построениях голос опыта важнее самой соблазнительной гипотезы». В отличие от либерализма, основной идеей которого является устранение всего того, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию, консерватизм предполагает наличие сильной власти, которая регулирует основные сферы жизни общества.
Русский консерватизм практически всегда исходил из примата «почвы» и истории, поэтому продуктом этого типа технологий стратегического планирования являлся проект-память. У России есть своя отличительная история. Единство пространства — времени обеспечивалось консервацией (преемственностью), поэтому возврат к подлинным ценностям, сохранение и использование всего жизнестойкого, что передали нам поколения наших предков — это есть основа движения вперед, устойчивости будущего. Поучимся у нашей истории, она нас учит не смотреть на Россию, как на большую грифельную доску.
Логика российского исторического процесса предопределила доминирование государства над личностью и обществом в целом. Государственность как национальная идея — это российская историческая постоянная. Идеи этатизма прочно закрепились в национальном сознании, отразившись в психологических, ментальных и культурных установках, которые произрастают из необходимости однажды заселить и постоянно развивать и защищать свою территорию, свой народ, свой язык, свою власть и свое право. В истории России государство играло главенствующую роль. Понятие традиции для российского политического сознания корнями уходит во времена складывания централизованного государства. Этот своеобразный российский этатизм характеризовался наличием влиятельного государственного аппарата и бюрократии, патернализмом государственных структур, имперской идеологией, тесной взаимосвязью военной, гражданской, экономической элиты. Из всего этого Лев Тихомиров выводит своеобразную политическую аксиому, которая гласит: «В государстве люди находят высшее орудие для охраны своей безопасности, прав и свобод».