По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Необходимые универсальные компетенции будущего

Ольга Биккулова специалист Центра «Гуманитарные технологии»

Роль универсальных компетенций, или, в западной терминологии, soft skills, на современном рынке труда растет. Умственные и межличностные компетенции, в отличие от hard skills, не поддаются количественному измерению или сертификации. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Это организованность, любознательность, хорошая память, умение планировать и др. Какие же soft skills ценят современные работодатели?..

Без различий в наборе soft skills все выпускники одного факультета, получившие одинаковое образование, могли бы претендовать на одну и ту же должность и работу. И выполняли бы эту работу одинаково. Очевидно, что это не так.

Представьте себе двух физиков-ядерщиков. У них красные дипломы Университета МИФИ, они работают в конструкторском бюро над проектированием энергоблока атомной электростанции. Их профессиональные навыки не различаются, образование и место работы — одни и те же. Но «багаж» универсальных компетенций у них разный.

Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе и дружелюбен. А второй предпочитает работать с чертежами, а не общаться с коллегами, но при этом он методичен в выполнении расчетов. Скорее всего, их дальнейшая карьера сложится поразному. Первый сможет оставаться специалистом или работать в аналитическом отделе. Но кроме того, ему в том числе могут доверить руководящие должности с перспективами карьерного и зарплатного роста. А второй сможет расти только как специалист или аналитик, то есть развиваться в рамках своих профессиональных навыков.

Описанная ситуация показывает, что набор soft skills влияет на широту профессионального выбора: чем больше компетенций развито у человека, тем больше вариантов профессионального развития возможно в будущем.

Чтобы расширить свои возможности в профессии, необходимо развивать четыре различные группы универсальных компетенций: социальные, интеллектуальные, волевые и лидерские.

1. Социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействовать с людьми:

• коммуникабельность;

• грамотная письменная и устная речь;

• умение выступать на публике;

• эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей);

• гибкость и принятие критики.

2. Интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области:

• аналитический склад ума;

• умение видеть и решать проблему;

• хорошая память;

Для Цитирования:
Ольга Биккулова, Необходимые универсальные компетенции будущего. Служба занятости. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: