Без различий в наборе soft skills все выпускники одного факультета, получившие одинаковое образование, могли бы претендовать на одну и ту же должность и работу. И выполняли бы эту работу одинаково. Очевидно, что это не так.
Представьте себе двух физиков-ядерщиков. У них красные дипломы Университета МИФИ, они работают в конструкторском бюро над проектированием энергоблока атомной электростанции. Их профессиональные навыки не различаются, образование и место работы — одни и те же. Но «багаж» универсальных компетенций у них разный.
Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе и дружелюбен. А второй предпочитает работать с чертежами, а не общаться с коллегами, но при этом он методичен в выполнении расчетов. Скорее всего, их дальнейшая карьера сложится поразному. Первый сможет оставаться специалистом или работать в аналитическом отделе. Но кроме того, ему в том числе могут доверить руководящие должности с перспективами карьерного и зарплатного роста. А второй сможет расти только как специалист или аналитик, то есть развиваться в рамках своих профессиональных навыков.
Описанная ситуация показывает, что набор soft skills влияет на широту профессионального выбора: чем больше компетенций развито у человека, тем больше вариантов профессионального развития возможно в будущем.
Чтобы расширить свои возможности в профессии, необходимо развивать четыре различные группы универсальных компетенций: социальные, интеллектуальные, волевые и лидерские.
1. Социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействовать с людьми:
• коммуникабельность;
• грамотная письменная и устная речь;
• умение выступать на публике;
• эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей);
• гибкость и принятие критики.
2. Интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области:
• аналитический склад ума;
• умение видеть и решать проблему;
• хорошая память;