В мире огромное количество организаций совершенно разного уровня интересуются тем, что будет в будущем. Всемирный экономический форум каждые пять лет публикует, какие компетенции понадобятся в разных отраслях. Среди навыков, которыми должен обладать идеальный сотрудник будущего к 2020 г., называют:
1) умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving);
2) критическое мышление;
3) креативность;
4) управление людьми;
5) навыки координации, взаимодействия;
6) эмоциональный интеллект;
7) суждение и скорость принятия решений;
8) клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation);
9) умение вести переговоры;
10) когнитивную гибкость.
Причем нам особенно интересно смотреть динамику. Например, такие аспекты, как активное слушание и контроль качества, которые, по прогнозу, должны быть популярны к 2015 г., теперь исчезли, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости. В ближайшие годы изменятся 35 % ключевых востребованных компетенций.
Поработав с «Вертолетами России», с КБ Сухого и другими работодателями, мы вдруг поняли, что простейшие или средней сложности технические навыки, хотим мы того или нет, скоро заберут у нас машины. Чертить и подбирать какие-то параметры, рассчитывать микросхемы они умеют уже лучше, чем мы. Им пока плоховато удаются творчество и умение убедить другую машину, что то, как она посчитала, не совсем подходит.
Мы, конечно, отслеживаем и национальные разработки, связанные с тем, какие профессии, компетенции придут, уйдут. Мы очень благодарны «Сколково» за то, что они выпускают «Атлас новых профессий». С нетерпением ждем, когда выйдет третья редакция этого «Атласа». Мы к нему относимся достаточно серьезно, может быть, чуть серьезнее, чем стоило бы, но дело в том, что бухгалтеры, юристы, ребята, которых мы выпускаем, начали попадать в профессии-пенсионеры. Конечно, их родителям от этого немного тоскливо и самим ребятам немного грустно. А нам нужно им как-то объяснить, в чем их будущее место в жизни.