Актуальные рыночные условия подвергаются влиянию множества негативных факторов в России. С 2019 года на экономику множества стран обрушились последствия пандемии коронавируса, что дестабилизировало логистические цепочки в международной торговле. Кроме того, в 2022 году объем налагаемых санкций на российский рынок и его субъекты значительно увеличился, что связано с нестабильной геополитической ситуацией. В настоящее время мы также можем наблюдать отток иностранных инвестиций, уход крупных предприятий и брендов с российского рынка, что формирует как негативные последствия, так и новые возможности для отечественного предпринимательского сектора. Рассмотрим рис. 1, который отражает долю предприятий малого и среднего бизнеса и занятых в этом сегменте рынка, а также сравнение с несколькими зарубежными странами [3].
Анализируя данные рис. 1, можно сделать вывод, что в России наблюдается заметное отставание сектора малого и среднего предпринимательства, он уступает уровню развития в зарубежных странах. В первую очередь эти показатели говорят о том, что государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России осуществляется неэффективно, а также требует совершенствования и модернизации.
Нельзя не упомянуть о рисках, которые мешают устойчивому росту компаний малого бизнеса.
Малая платежеспособность населения — компании малого бизнеса редко выходят на государственный уровень, поэтому жители города, где была открыта компания, являются главными потребителями ее продукции.
1. Стартовый капитал. У малых фирм нет возможности привлечения инвесторов для взноса денег в бизнес, поэтому, чтобы развивать бизнес, владельцы чаще всего берут кредиты или вносят свои собственные деньги.
2. Недостаточная квалификация сотрудников — данная проблема появилась на фоне того, что люди склонны выбирать место работы в крупных компаниях, где они будут уверены в стабильной зарплате и условиях работы. В свою очередь эта проблема порождает утечку высококвалифицированных работников за рубеж.