По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Необходимость реформирования управленческого учета в медицинских учреждениях

Сложная экономическая ситуация, которая наблюдается в стране в последние годы, вынуждает российские медицинские организации функционировать в непростых условиях. С одной стороны, им приходится сталкиваться с ограниченным финансированием, с другой — адаптироваться к новым условиям управления госсектором, сложившимся в свете последних реформ. Такое положение требует развития в первую очередь инструментария управленческого учета. В рамках данной статьи была проведена оценка состояния развития управленческого учета в системе здравоохранения. В результате проведенного исследования, которое базировалось на изучении исследований российских ученых и разных видов доступной отчетности, удалось определить основные направления развития и цели управленческого учета в этом секторе. В качестве предложений по решению проблем сектора внесено предложение законодательно обязать медицинские учреждения вести управленческий учет с последующим публичным раскрытием информации.

Литература:

1. Айгинин А.А. Проблемы вовлечения в экономический оборот интеллектуального потенциала российских предприятий // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2013. — № 11 (146).

2. Бобрышев А.Н. Управленческий учет в условиях кризисных процессов в экономике: монография. — Ставрополь: АГРУС СтГАУ, 2015. — 188 с.

3. Бокарева Л.Г. Российская государственность: реформы и их итоги // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2013. — № 10 (145).

4. Вахрушина М.А. Управленческий учет как современная учетная парадигма бюджетных учреждений // Учет. Анализ. Аудит. — 2016. — № 1. — С. 74–89.

5. Ильичева Н. Управленческий учет в бюджетных учреждениях здравоохранения // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2005. — № 2.

6. Катанаева Л.А., Парыгина Н.М. Учет затрат медицинских услуг в бюджетных учреждениях здравоохранения // Бухучет в здравоохранении. — 2014. — № 11. — С. 5–13.

7. Корф Д.В. Финансовый контроль в сфере образования Канады и провинции Онтарио // Реформы и право. — 2012. — № 3. — С. 58–65.

8. Осипов Д.В., Гриценко И.Ю., Югай М.Т. Принцип клинико-статистических групп как основа экономики здравоохранения Германии. — URL: http://urlid.ru/ac7j (дата обращения: 10.01.2016).

9. Публичные финансы и финансовое право: сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / под ред. профессора А.Н. Козырина. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 674 с.

10. Рожнова О.В. Управленческий учет как глобальная учетная наука // Учет. Анализ. Аудит. — 2015. — № 6. — C. 17–25.

11. Рощепко Н.В., Эртель Л.А. К вопросу о совершенствовании контроля предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию // Социальное и пенсионное право. — 2015. — № 1. — С. 35–40.

12. Самусь И.В., Сорокина В.А., Грачева Т.Ю. Управление медицинской организацией с использованием оптимизации организационно-методического обеспечения // Медицинское право. — 2014. — № 4. — C. 24–28.

13. Трепель В.Г., Шишов М.А., Шумилина Е.В. Актуальные вопросы контроля качества медицинской помощи // Медицинское право. — 2012. — № 1. — С. 11–16.

14. Управленческий учет в государственных (муниципальных) учреждениях: методология, организация и направления совершенствования: монография / под ред. М.А. Вахрушиной. — М.: Научные технологии, 2015. — 268 c.

15. Global Management Accounting Principles. Eff ective management accounting: Improving decisions and building successful organizations. — URL: http://www.cgma.org/ resources/reports/downloadabledocuments/global-management-accountingprinciples.pdf (дата обращения: 15.12.2015).

16. http://fi n-izdat.ru/journal/budjet/. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 6 (2016) 17–29. Accounting in Budgetary and Non-Profi t Organizations.

Стадия активного реформирования системы здравоохранения началась еще в 2009 году, за период с 2006-го по 2016 год объемы инвестирования в эту отрасль выросли примерно в 4 раза и составили 2,8 трлн руб. Однако на сегодняшний день в отрасли наметилась тенденция к сокращению объемов финансирования, в 2018 году на развитие системы здравоохранения было выделено средств из бюджета на 2,6% меньше, чем в 2015-м.

Несмотря на ограничение финансирования, в отрасли продолжается процесс решения ряда острых социальных проблем, среди которых — повышение объемов оказания населению высокотехнологичной помощи. Другой важной задачей является повышение размера оплаты труда врачей до 200% от среднего уровня зарплаты в экономической сфере.

Министерство здравоохранения не удовлетворено темпами и уровнем развития системы здравоохранения. Главной задачей реформирования отрасли оно видит достижение сбалансированности государственных гарантий оказания медицинских услуг населению и их адекватного финансового обеспечения. Таким образом, можно выделить два основных направления реформирования отрасли:

  1. Повышение контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых из бюджета.
  2. Повышение эффективности использования этих средств.

Реформирование, проводимое в системе медицинского здравоохранения в последние годы, отражает решение обеих этих задач. С 2013 года в стране осуществляется переход на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи, которое осуществляется за счет использования средств обязательного медицинского страхования. Не менее важным является реформирование финансово-хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которая определяется государственными или муниципальными заданиями. Ключевым аспектом реформирования этих аспектов является реформирование бюджетного учета, который обладает необходимыми инструментами для решения ключевых задач отрасли.

Одним из ключевых инструментов распределения бюджетных средств является управленческий учет. Федеральным законом от 23.06.2013 № 2013-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» была введена новая редакция части 3 раздела 9, касающегося осуществления государственного учета. Согласно изменениям осуществление внутреннего государственного контроля стало обязательной частью системы общего государственного финансового контроля. Одной из ключевых целей реформирования является не только достижение целевого использования выделенных финансовых средств, но и достижение высокой эффективности их расходования. Правительство предпринимает меры по повышению эффективности, среди этих мер необходимо отметить следующие:

Для Цитирования:
Токман Михаил Алексеевич, Федоров Иван Леонидович, Необходимость реформирования управленческого учета в медицинских учреждениях. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: