Стадия активного реформирования системы здравоохранения началась еще в 2009 году, за период с 2006-го по 2016 год объемы инвестирования в эту отрасль выросли примерно в 4 раза и составили 2,8 трлн руб. Однако на сегодняшний день в отрасли наметилась тенденция к сокращению объемов финансирования, в 2018 году на развитие системы здравоохранения было выделено средств из бюджета на 2,6% меньше, чем в 2015-м.
Несмотря на ограничение финансирования, в отрасли продолжается процесс решения ряда острых социальных проблем, среди которых — повышение объемов оказания населению высокотехнологичной помощи. Другой важной задачей является повышение размера оплаты труда врачей до 200% от среднего уровня зарплаты в экономической сфере.
Министерство здравоохранения не удовлетворено темпами и уровнем развития системы здравоохранения. Главной задачей реформирования отрасли оно видит достижение сбалансированности государственных гарантий оказания медицинских услуг населению и их адекватного финансового обеспечения. Таким образом, можно выделить два основных направления реформирования отрасли:
- Повышение контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых из бюджета.
- Повышение эффективности использования этих средств.
Реформирование, проводимое в системе медицинского здравоохранения в последние годы, отражает решение обеих этих задач. С 2013 года в стране осуществляется переход на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи, которое осуществляется за счет использования средств обязательного медицинского страхования. Не менее важным является реформирование финансово-хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которая определяется государственными или муниципальными заданиями. Ключевым аспектом реформирования этих аспектов является реформирование бюджетного учета, который обладает необходимыми инструментами для решения ключевых задач отрасли.
Одним из ключевых инструментов распределения бюджетных средств является управленческий учет. Федеральным законом от 23.06.2013 № 2013-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» была введена новая редакция части 3 раздела 9, касающегося осуществления государственного учета. Согласно изменениям осуществление внутреннего государственного контроля стало обязательной частью системы общего государственного финансового контроля. Одной из ключевых целей реформирования является не только достижение целевого использования выделенных финансовых средств, но и достижение высокой эффективности их расходования. Правительство предпринимает меры по повышению эффективности, среди этих мер необходимо отметить следующие: