Маркетинговые концепции, современная теория и практика маркетинга являются одними из принципиально значимых направлений деятельности предприятия строительной отрасли. При этом формирование целостного представления о том, какой должна быть маркетинговая стратегия строительной организации, не может быть завершенным во времени процессом: она постоянно меняется в зависимости от экономической ситуации, деятельности конкурентов, социальной турбулентности, политической ситуации и пр. Российские и иностранные учены в последние годы проявляют повышенный интерес к разработке новых теоретических концепций маркетинга и его подходов непосредственно для строительной отрасли, что делает маркетинг на строительном предприятии еще более гибким и подвижным.
Маркетинговые инструменты обладают незавершенным характером, и это объясняется расширением состава управленческих и маркетинговых инструментов, которые пришли в отрасль из других смежных областей: общей прикладной экономики, сектора управленческой науки и так далее. На сегодняшний день маркетинг обладает невероятно обширным инструментарием для достижения своих целей, причем могут использоваться такие инструменты, которые ранее считались недопустимыми. Одним из таких инструментов, обладающим особой спецификой и позволяющий управлять взаимоотношениями между клиентом и предприятием, является клиентоориентированность.
Очевидно, что строительные компании нацелены на повышение уровня конкурентоспособности, производительности, получение максимальной прибыли и улучшение финансовых показателей своей деятельности. Для достижения этих целей они работают на формированием благоприятного имиджа и над развитием своей клиентской базы, и добиться этих целей можно только учитывая особенности рынка, в том числе экономическую обстановку в стране. В условиях повышенных рисков и нестабильности компании фокусируются на улучшении отношений с клиентами, которые являются главными и приоритетными участниками рынка.
С каждым годом конкуренция на строительном рынке усиливается, условия для долгосрочной устойчивости и развития компании становятся нестабильными. Обилие предложений со стороны разных строительных компаний привело к перенасыщению, «рынок продавца» трансформировался в «рынок покупателя», а потому использование и широкое внедрение разнообразных маркетинговых инструментов в деятельность организации стало обязательным условием для сохранения конкурентоспособности. Компаниям приходится постоянно внедрять и использовать новые управленческие и маркетинговые механизмы, которые позволят им адаптироваться к новым условиям внешней среды, в том числе и социально-экономической турбулентности.