По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253: 372.8

Необходимость формирования психолого-педагогических компетенций у медицинской сестры

Мензул Е. В. канд. психол. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89 E-mail: lenamenzul@rambler.ru
Техтелева Н. В. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Рязанцева Н. М. старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89 E-mail: nataly-ryz@mail.ru

В статье обсуждаются вопросы оптимизации общения медицинской сестры с больными и родственниками, анализируются психологические требования к построению межличностного взаимодействия медицинской сестры с пациентами и их родственниками.

Литература:

1. Бадолёв Т. Л. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности. — Ярославль, 1988. — С. 65.

2. Васильков А. М. Динамика мотивационных установок к профессии военного врача в процессе обучения в военно-медицинском вузе / А. М. Васильков, С. С. Иванов. — СПб., 1997. — С. 95–98.

3. Дёмин М. В. Проблемы теории личности. — М., 1977. — С. 85–86.

4. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности. Вопросы психологии. — 1973. — № 5. — С. 21–22.

5. Ковалёв А. Г. Психология личности. — М., 1969. — С. 10–17.

6. Носачёв Г. Н. Психология и этика общения с пациентом / Г. Н. Носачёв, Г. И. Гусарова, В. В. Павлов. — Самара, 2003. — 371 с.

Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: «Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного». За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к трем названным им слагаемым медицины добавилось четвертое — медицинская сестра. «Врач — служитель искусства, и больной должен бороться с болезнью с самого ее начала на стороне врача», — считал Гиппократ. Очевидно, что и медицинская сестра вправе ожидать, чтобы больной видел в ней своего союзника в борьбе за здоровье.

В 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые давали клятву Флоренс Найтингейл, названную именем основоположницы научного сестринского дела. Ее текст был сформулирован комитетом под председательством медицинской сестры Листры Гриттер. В клятве говорилось: «Перед Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности. Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными. Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов».

Для успешной работы с пациентами медицинской сестре нужно помнить о необходимости формирования у себя кроме профессиональных личностно значимые качества, а также знать типичные признаки психических состояний здоровых людей разного пола, возраста, соци альных слоев и групп в данном регионе страны и в данное время. Важно хорошо знать психопатологию, чтобы иметь воз можность отличать психическую норму от различных аномалий психического развития, деформаций личности и психических заболеваний, реализовать в процессе пси хотерапии максимально возможную социально-психологи ческую реабилитацию каждого конкретного пациента.

Для Цитирования:
Мензул Е. В., Техтелева Н. В., Рязанцева Н. М., Необходимость формирования психолого-педагогических компетенций у медицинской сестры. Медсестра. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: