Земельная политика любого государства во многом определяет векторы его развития, характеризует общественно — политический строй, активно влияет на формирование и воспроизводство национального богатства страны. Ее принципиальные основы определены Конституцией РФ и в значительной мере действующим земельным законодательством, но законы устанавливают нормы регулирования земельных отношений, но не направления их дальнейшего развития и пути решения множества проблем, возникающих в этой среде.
В начале постсоветского периода земельная политика новой России определялась законом «О земельной реформе» и утвержденной Советом Министров РСФСР программой проведения земельных преобразований. Эти документы четко устанавливали цели, задачи, инструменты новой земельной политики, определяли основные ориентиры, темпы и ожидаемые результаты земельных преобразований. В течение 90‑х годов были последовательно приняты 3 программы, срок исполнения последней заканчивался в 2000 году. Эти документы не были идеальными, содержали немало ошибок и не вполне реальных показателей достижения установленных целей, но они определяли главное — сущность, содержание и ориентиры реализуемой в стране земельной политики.
Принятый в 2001 году многострадальный Земельный кодекс зафиксировал основные параметры сложившихся в стране земельных отношений, установил юридические нормы и правила их регулирования, но в его задачу не входило установление направлений их дальнейшего развития. Это же относится и к другим законам, входившим в сферу земельного законодательства. В своей совокупности они не отвечали изначально и не отвечают сейчас на целый ряд вопросов, определяющих сущность и содержание современной земельной политики:
— в каком направлении будем изменяться структура собственности на землю?
— как будет изменяться соотношение различных форм хозяйствования на земле?
— как будет развиваться система управления земельными ресурсами?
— что государство намерено предпринять для вовлечения земельных ресурсов в более активный хозяйственный оборот?