В Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Об этом прямо указано в ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в России впервые в конституционном законодательстве выделяется главный вид экономической деятельности – предпринимательская деятельность, ранее же предпринимательская деятельность осуществлялась на определенных законом принципах, которые были закреплены в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1.
Экономические реформы затронули практически все сферы жизни современного общества, что вызвало появление новых для отечественного правопорядка типов договоров и более интенсивное применение в гражданском обороте давно существующих договорных конструкций, к числу которых необходимо отнести и поставку товаров.
Рыночная экономика потребовала переоценки отношения к гражданскоправовому договору, опосредующему поставку товаров, увеличение роли публично-правовых образований в экономической сфере обусловило неизбежный пересмотр многих подходов к данному виду договора.
В условиях рыночной экономики место отводится договору как экономико-правовому инструменту хозяйствования. Заключение договора ведет к установлению правовой связи между его участниками.
Договор поставки является одним из видов договора купли-продажи и подчиняется общему для них принципу единства правового регулирования.
Этот договор – один из наиболее распространенных в сфере предпринимательской деятельности. Он опосредует возмездное перемещение материальных благ в народном хозяйстве, без которого немыслимо нормальное функционирование экономики. Поставка является разновидностью купли-продажи и иногда называется предпринимательской, или торговой, куплейпродажей.
Договор поставки урегулирован Гражданским кодексом Российской Федерации, частью второй и охватывается ст. 506–524 (поставка товаров) и ст. 525–543 (поставка товаров для государственных нужд) [1].