По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331 DOI:10.33920/pro-3-2202-01

Нематериальная мотивация как эффективный способ управления персоналом организации в период COVID-19*

Басик И.В. студентка магистратуры факультета экономики и права, направления «Стратегическое управление персоналом», Базовая кафедра Торговопромышленной палаты «Развитие человеческого капитала», РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва Москва, Стремянный переулок, д. 36, главный специалист Управления контроля в сфере закупок, Главное контрольное управление города Москвы Улица Новый Арбат, д. 36, 121099, г. Москва, e-mail: basik.irina@mail.ru

В статье рассмотрены влияние коронавирусной инфекции COVID-19, последовавших за ней экономического и социального кризисов на ускорение цифровизации бизнеса и потребности в адаптации системы нематериальной мотивации и стимулирования персонала организации к существующим реалиям. Отражена важность обеспечения благоприятного социально-психологического климата в компании, психологического комфорта сотрудников на рабочем месте, персонализации и актуализации применяемых инструментов нематериальной мотивации. Предложены варианты совершенствования применения наиболее распространенных методов нематериальной мотивации. Актуальность данной темы обусловлена возрастающей долей использования разнообразных способов нематериальной мотивации в большинстве компаний независимо от географического расположения, размера компаний, количества сотрудников, отрасли деятельности, ее финансового положения на рынке и иных факторов, обеспечивающих преимущество перед конкурентами и другими заинтересованными сторонами.

Литература:

1. Симбирева К.А. Формы нематериального стимулирования персонала // Инновационная наука в глобализующемся мире. — 2019. — № 1 (6). — С. 43–45.

2. Логачев В. О. Нематериальное стимулирование на предприятии как способ поддержки высококвалифицированных специалистов / В.О. Логачев, К.О. Логачева // Аллея науки. — 2019. — Т. 3. — №1 (28). — С. 574–577.

3. Рожкова Л. К. Методы нематериального стимулирования персонала / Л. К. Рожкова // Вестник науки. — 2019. — Т. 2. — №9. — С. 17–21.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021). Ст. 312.1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// sttkrf.ru/ (дата обращения: 12.11.2021).

5. Габриелян О.А. Сущность и тенденции развития систем материального и нематериального стимулирования персонала / О.А. Габриелян, Е.Н. Чебыкин, А.В. Рыбалт, В.В. Авдошко // Вектор экономики. — 2019. — №7 (37). — С. 57.

6. Руденко Г. Г., Сидорова В.Н., Сидоров Н. В. Опыт в сфере управления талантами: от микроуровня к глобальным курсам // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2018. — №1 (61). — С. 127–133.

7. Гаценко Ю. В. Нематериальное стимулирование и его роль в системе управления персоналом / Ю.В. Гаценко, О. А. Лымарева // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 12–1 (70). — С. 174–176 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. elibrary.ru/item. asp?id=44571951 (дата обращения: 14.11.2021).

8. Белобровская А. А., Сидорова В. Н. Особенности перехода организаций на удаленный режим работы на примере современных компаний// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2021. — № 1. — С. 24–29.

9. Острик В.Ю. Нематериальное стимулирование в системе эффективного управления персоналом организаций // Human Progress. — 2019. — V. 5. — N 7. — P. 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item. asp?id=42622374 (дата обращения: 15.11.2021).

* Научный руководитель: Шубенкова Е.В., д-р экон. наук, профессор Базовой кафедры Торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала», РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Пандемия COVID-19, а также вызванные ею мировые политический, экономический и социальный кризисы привели к резкому повышению турбулентности внешней среды для бизнеса. Ограничения мобильности сотрудников и потребителей, снижение реальных доходов населения негативно отразились на доходах организаций, в то время как экспоненциальный рост стоимости ресурсов на мировых рынках и логистический коллапс привели к существенному росту затрат. В подобных условиях целью организации становится как минимум выживание, как максимум — поглощение долей рынка менее успешных конкурентов. Таким образом, при соперничестве с другими фирмами на рынке максимальное воздействие на эффективность деятельности компании будет оказывать ее внутренняя среда, элементами которой являются персонал, финансы, маркетинг, производство и т. д., в то время как факторы внешней среды будут оказывать аналогичное влияние на конкурентов одного сегмента.

С развитием постиндустриального общества происходит рост значимости антропогенного фактора в деятельности компании, квалифицированная рабочая сила становится фактором успеха или краха бизнеса. Удержание позиций на рынке, развитие потенциала организации, повышение ее конкурентоспособности и получение максимальной прибыли компанией достигается за счет квалифицированного персонала посредством повышения его уровня лояльности и вовлеченности с учетом использования инструментов и методов нематериальной мотивации и стимулирования [1].

В данной статье рассматривается возрастание роли нематериальной мотивации и стимулирования сотрудников в организации как фактора сохранения и развития бизнеса в условиях мировой турбулентности, а также необходимости ее структурных изменений, вызванных параметрами макросреды.

В традиционном понимании нематериальная мотивация представляет собой подход к управлению персоналом, основу которого составляют неденежные способы поощрения, в том числе публичное признание достижений сотрудника, возможность вертикального и/или горизонтального развития, обучение персонала, комфортные условия труда и т.д. [2].

Для Цитирования:
Басик И.В., Нематериальная мотивация как эффективный способ управления персоналом организации в период COVID-19*. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: