* Научный руководитель: Шубенкова Е.В., д-р экон. наук, профессор Базовой кафедры Торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала», РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Пандемия COVID-19, а также вызванные ею мировые политический, экономический и социальный кризисы привели к резкому повышению турбулентности внешней среды для бизнеса. Ограничения мобильности сотрудников и потребителей, снижение реальных доходов населения негативно отразились на доходах организаций, в то время как экспоненциальный рост стоимости ресурсов на мировых рынках и логистический коллапс привели к существенному росту затрат. В подобных условиях целью организации становится как минимум выживание, как максимум — поглощение долей рынка менее успешных конкурентов. Таким образом, при соперничестве с другими фирмами на рынке максимальное воздействие на эффективность деятельности компании будет оказывать ее внутренняя среда, элементами которой являются персонал, финансы, маркетинг, производство и т. д., в то время как факторы внешней среды будут оказывать аналогичное влияние на конкурентов одного сегмента.
С развитием постиндустриального общества происходит рост значимости антропогенного фактора в деятельности компании, квалифицированная рабочая сила становится фактором успеха или краха бизнеса. Удержание позиций на рынке, развитие потенциала организации, повышение ее конкурентоспособности и получение максимальной прибыли компанией достигается за счет квалифицированного персонала посредством повышения его уровня лояльности и вовлеченности с учетом использования инструментов и методов нематериальной мотивации и стимулирования [1].
В данной статье рассматривается возрастание роли нематериальной мотивации и стимулирования сотрудников в организации как фактора сохранения и развития бизнеса в условиях мировой турбулентности, а также необходимости ее структурных изменений, вызванных параметрами макросреды.
В традиционном понимании нематериальная мотивация представляет собой подход к управлению персоналом, основу которого составляют неденежные способы поощрения, в том числе публичное признание достижений сотрудника, возможность вертикального и/или горизонтального развития, обучение персонала, комфортные условия труда и т.д. [2].