В сентябре зампред правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин в ходе VIII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» сообщил, что ему «очень хотелось бы отменить 214-й закон о долевом строительстве… и продавать только готовое жилье». По словам чиновника, есть две основные трудности, справиться с которыми не удается – обманутые дольщики и проблемы возведения социальной инфраструктуры. При этом сам же автор идеи назвал ее крамольной.
Его отчасти поддержал глава петербургского стройкомитета Сергей Морозов, напомнивший, что такой «высокорисковый процесс», как долевое строительство, не имеет аналогов в Европе. Впрочем, он тут же оговорился, что в российских реалиях оно – «локомотив» развития строительной отрасли.
Симптоматично, что эти высказывания прозвучали уже после того, как с 1 января (а некоторые с 1 июля) текущего года вступили в силу изменения в обсуждаемый 214-ФЗ, призванные защитить права дольщиков. Речь идет в первую очередь об увеличении уставного капитала для застройщиков – его размер теперь должен соотноситься с площадью возводимых объектов, а если средства не внесены своевременно, компания не сможет привлекать деньги дольщиков. Есть и ряд других полезных новаций, таких как эскроусчета. Но, судя по приведенным выше высказываниям, этого явно недостаточно. Оттого в очередной раз и возникла идея полного запрета долевого строительства.
Но, скажем откровенно, на сегодня путь, которым идут везде в мире, нам недоступен. На западе развито кредитование застройщиков под проценты, которые значительно ниже, чем потребительское кредитование. Европейских строителей не обкладывают дополнительными условиями и страховками, как это делают российские банки. Имея низкие процентные ставки, а также неизменные условия кредитования, застройщик имеет возможность построить дом и реализовать квартиры.
У нас кредиты застройщикам выдаются под проценты, которые в разы выше, чем в развитых экономиках. Поэтому альтернативы долевому строительству, несмотря на все проблемы, сейчас нет. За деньги дольщиков не надо платить комиссию банкам, и по большому счету при нынешнем законодательстве вообще нести риски. Погоня за бесплатными деньгами дольщиков остается задачей номер один для застройщиков.