Рациональное и эффективное использование средств бюджета является одной из основных экономических задач. Совершенствование бухгалтерского учета, формирование прозрачной бухгалтерской (финансовой) отчетности помогает решить эту важную задачу. Бухгалтерский учет бюджетных учреждений имеет свои специфические особенности. Например, такой особенностью является и учет имущества казны.
Правовое определение имущества, находящегося в казне, содержится в Гражданском кодексе РФ. К имуществу казны относятся средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Таким образом, имущество казны подразделяется на:
— имущество казны Российской Федерации;
— имущество казны субъектов Российской Федерации.
А имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, формируется из этого имущества органами местного самоуправления.
По данным Росимущества, стоимость имущества казны существенно увеличилась в результате проделанной работы по его постановке на бюджетный учет. Министерство экономического развития РФ, Федеральное агентство по управлению госимуществом издали приказ от 05.10.2015 № 378 «Об организации исполнения в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2015 № 72 «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом», согласно которому ежегодно до 1 апреля (по состоянию на начало текущего года) и 1 сентября (по состоянию на 1 июля текущего года) Росимущество должно обеспечить расчет и представление показателей, характеризующих эффективность управления государственным имуществом.