Сегодня молодежный вопрос во всем мире, включая и Россию, попрежнему стоит достаточно остро. Это обстоятельство связано как с нарастающей нелинейностью молодежного транзита [7], так и с неопределенностью государственных и общественных механизмов социального развития молодого поколения. Действительно, модель реализации государственной молодежной политики в нашей стране менялась в последние годы несколько раз: от работы с молодым поколением через систему государственных комитетов по делам молодежи и подведомственных им учреждений, попыток создания новых массовых молодежных движений («Наши», «Сталь» и т.д.) до экспериментов Федерального агентства по делам молодежи, ориентированных на выстраивание коммуникации с отдельным молодым человеком через систему различных интернет-сервисов.
В то же время ключевым фактором, оказывающим влияние на эффективность молодежной политики в любом государстве, являются аксиологические принципы, которые положены в ее основание как на уровне дискурса, так и на уровне повседневных социализирующих практик [6].
При этом не менее важным является понимание того, что субъектом реализации молодежной политики является как государство, так и общество в лице самых разных институтов. Одним из ключевых акторов общественной молодежной политики являются молодежные общественные объединения, которые являются не просто площадкой для самоорганизации определенных групп молодежи, но и институтом, выполняющим функции социализации и социального воспитания молодого поколения. Их проектная деятельность, ориентированная на широкие социальные слои молодого поколения, превращает такие объединения в серьезный ресурс государственно-общественного механизма становления и развития российской молодежи.
В основу статьи положен анализ реестра некоммерческих организаций России [3], а также контент-анализ грантовых заявок, представленных молодежными общественными объединениями на конкурсы в рамках президентских грантов в 2013–2014 годах [4]. Общее число проанализированных грантовых заявок, представленных на указанные конкурсы молодежными общественными объединениями, составило 3480 заявок. При рассмотрении феномена общественной молодежной политики мы опираемся на работы отечественной школы социологии молодежи и молодежной политики, в частности на работы И.М. Ильинского, впервые концептуализировавшего это понятие и рассматривавшего его как системную деятельность общественных институтов в отношении молодого поколения [2].