По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.138 DOI:10.33920/VNE-3-2504-05

Некоторые теоретические аспекты маркетинговых стратегий как вида маркетинговой деятельности

Николаева М. А. д.т. н., профессор кафедры международной торговли и логистики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Тосенко С. А. магистрант 1‑го курса Президентской академии (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)

Целью статьи является систематизация и обобщение теоретических аспектов маркетинговых стратегий как особого вида деятельности по достижению намерений коммерческих организаций с учетом их возможностей. В статье рассмотрены структурные элементы маркетинговых стратегий. Приведены определения термина, данного ведущими зарубежными маркетологами, а также в Большой российской энциклопедии. Рассмотрены цели, задачи, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговых стратегий. Подробно охарактеризованы принципы, этапы разработки этих стратегий, а также наиболее распространенные стратегии М. Портера, И. Ансоффа и по широте охвата рынка.

Литература:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст]/Ф. Котлер, Г. Армстронг; пер. с англ. — М.: Вильямс, 2020. — С. 56.

2. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors [Text]/M. E. Porter. — New York: Free Press, 1998. — P. 34‑38.

3. Keller K. L. Strategic Brand Management: Building, Measuring, and Managing Brand Equity [Text]/K. L. Keller. — 5th ed. — Pearson, 2019. — 576 p.

4. Hamel G. Leading the Revolution [Text]/G. Hamel. — Boston: Harvard Business School Press, 2002. — P. 89‑92.

5. Котлер Ф., Келлер К. Л. «Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс» [Текст]/Ф. Котлер, К. Л. Келлефр. — СПб.: Питер, 2022. — 480 с.

6. Aaker D.A. Strategic Market Management [Text]/D.A. Aaker. — 11th ed. — Wiley, 2019. — 432 p

7. Сигарев А. В. Стратегия в маркетинге. //БРЭ./Электронный ресурс/. https:// bigenc.ru/c/strategiia-v-marketinge-d9aa0c

8. Николаева М. А., Калугина С. А. Маркетинг: учебник. — Москва: ИТК «Дашков и Ко». — 2023. — 364 с.

9. Kim W., Mauborgne R. Blue Ocean Strategy. — Boston: Harvard Business Review Press, 2015. — 320 p.

10. Калинина, О. В. Алгоритм использования матрицы Ансоффа как метод системного выбора необходимой стратегии развития компании/О. В. Калинина, А. П. Марюхта // Международный научный журнал «Инновационная наука». — 2015. — № 8. — С. 18‑20.

11. Иванов А. А. «Оптимизация маркетинговых стратегий на маркетплейсах: кейс Ozon» // Вестник МГУ. Серия «Экономика». — 2024. — № 3. — С. 45‑62.

1. Kotler F. Fundamentals of Marketing [Text]/F. Kotler, G. Armstrong; trans. from English. — M.: Viliams, 2020. — P. 56.

2. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors [Text]/M.E. Porter. — New York: Free Press, 1998. — P. 34‑38.

3. Keller K.L. Strategic Brand Management: Building, Measuring, and Managing Brand Equity [Text]/K.L. Keller. — 5th ed. — Pearson, 2019. — 576 p.

4. Hamel G. Leading the Revolution [Text]/G. Hamel. — Boston: Harvard Business School Press, 2002. — P. 89‑92.

5. Kotler F., Keller K.L. Marketing menedzhment. Ekspress-kurs [Marketing management. Express course] [Text]/F. Kotler, K.L. Kellefr. — St. Petersburg: Piter, 2022. — 480 p. (In Russ.)

6. Aaker D.A. Strategic Market Management [Text]/D.A. Aaker. — 11th ed. — Wiley, 2019. — 432 p.

7. Sigarev A.V. Strategiia v marketinge [Strategy in marketing]. //BRE. [Electronic resource]. https:// bigenc.ru/c/strategiia-v-marketinge-d9aa0c. (In Russ.)

8. Nikolaeva M.A., Kalugina S.A. Marketing [Marketing]: textbook. — Moscow: ITK «Dashkov i Ko». — 2023. — 364 p. (In Russ.)

9. Kim W., Mauborgne R. Blue Ocean Strategy. — Boston: Harvard Business Review Press, 2015. — 320 p.

10. Kalinina O.V. Algoritm ispolzovaniia matritsy Ansoffa kak metod sistemnogo vybora neobkhodimoi strategii razvitiia kompanii [Algorithm for using the Ansoff matrix as a method for systematically selecting the necessary company development strategy]/O.V. Kalinina, A.P. Mariukhta // Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Innovatsionnaia nauka» [International scientific journal «Innovative Science»]. — 2015. — No. 8. — P. 18‑20. (In Russ.)

11. Ivanov A.A. «Optimizatsiia marketingovykh strategii na marketpleisakh: keis Ozon» [Optimization of marketing strategies on marketplaces: the Ozon case] // Vestnik MGU [Bulletin of Moscow State University]. Series «Economics». — 2024. — No. 3. — P. 45‑62. (In Russ.)

Результативность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций на российском рынке, характеризующемся сильной конкурентной средой, во многом зависит от рационально разработанной и успешно реализуемой маркетинговой стратегии. В этой связи представляет научный и практический интерес рассмотрение теоретических аспектов маркетинговых стратегий как вида деятельности по долгосрочному планированию и реализации наиболее рациональных маркетинговых мероприятий как тактических действий по их реализации с учетом особенностей функционирования конкретной организации.

Целью статьи является систематизация и обобщение теоретических аспектов маркетинговых стратегий как особого вида деятельности по достижению намерений коммерческих организаций с учетом их возможностей.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• аналитический обзор научной литературы по вопросу маркетинговых стратегий;

• определение понятия «маркетинговые коммуникации»;

• выявление и характеристика структурных элементов маркетинговых стратегий;

• рассмотрение этапов, обеспечивающих реализацию маркетинговых стратегий;

• характеристика наиболее распространенных стратегий.

Объект исследования — маркетинговые стратегии.

Особенностью рассмотрения теоретических аспектов в данной статье является процессный подход, при котором выделяются важнейшие элементы маркетинговых стратегий как деятельности по долгосрочному планированию маркетинговых мероприятий для достижения намеченных организацией результатов. К числу таких элементов относятся: определение понятия «маркетинговая стратегия», ее цели, задач, функций, принципов, классификации, объектов; субъектов; средств; методов; этапов осуществления, оценка результативности и эффективности маркетинговых мероприятий. При этом маркетинговые мероприятия рассматриваются нами как тактические инструменты реализации маркетинговой стратегии.

Каждый ключевой термин должен быть определен. Термин «маркетинговые стратегии» не определен в нормативных документах, т. е. не является стандартизированным, зато в маркетинговой литературе имеется множество определений этого термина, выявляя различные аспекты стратегического маркетингового управления. Приведем лишь несколько определений, в том числе и авторское.

Для Цитирования:
Николаева М. А., Тосенко С. А., Некоторые теоретические аспекты маркетинговых стратегий как вида маркетинговой деятельности. Лизинг. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: