По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.87 DOI:10.33920/nik-02-2104-08

Некоторые структуры в преподавании сольфеджио и элементарной теории музыки

Северина Ирина Марковна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, канд. искусствоведения, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: i.severina@mail.ru, ORCID 0000-0002-4597-6061

Статья посвящена самым распространенным структурам интервалов и аккордов, которые изучаются в курсе элементарной теории музыки и осваиваются на практике — на уроках сольфеджио. Автор не раз сталкивалась с тем, что те или иные структуры объясняются внесистемно и в результате в памяти обучающихся долго не задерживаются. На страницах многих учебных пособий можно найти в той или иной мере разрозненную информацию. Но, как считает автор, дело не только в учебниках, а и в распространенной манере преподавания, когда отдельно изучается какой-либо один аккорд без связи с другими аккордами и/или интервалами, затем другой и так далее. Такая подача информации представляется малопродуктивной: порой не спасают даже многократные повторения и материал не всегда укладывается в голове даже самых прилежных учеников. Автор настоящей публикации показывает, как объединить, казалось бы, разнородные звуковые структуры в два больших блока и вписать более простые структуры в более сложные. Также в статье выводятся некоторые закономерности построения и разрешения интервалов и аккордов. Системный и логичный подход к изучению звуковых структур незаменим особенно в случае с отстающими студентами, которые за короткий период времени даже при большом желании уже не успевают усвоить материал по учебникам. В конце автор приходит к мысли, что основная задача теоретических дисциплин — способствовать развитию музыкального слуха, а не только развивать математически-логическое мышление.

Литература:

1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1986. —240 с.

2. Бритва Н. Пособие по теории музыки и сольфеджио: 2-е издание, переработанное и дополненное. — Тюмень: Сибирский издательский дом, 1997. — 68 с.

3. Варламова А., Семченко Л. Сольфеджио: 4 класс: учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств: пятилетний курс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 135 с. (Библиотека детской музыкальной школы.)

4. Варламова А., Семченко Л. Сольфеджио: 5 класс: учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств: пятилетний курс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 111 с. (Библиотека детской музыкальной школы.)

5. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. — М.: Музгиз, 1962. — 248 с.

6. Давыдова Е. Сольфеджио для детских музыкальных школ: 4 класс. — М.: Музыка, 2005. — 111 с.

7. Давыдова Е. Сольфеджио для детских музыкальных школ: 5 класс. — М.: Музыка, 2005. — 112 с.

8. Жуковская Г. Сольфеджио для 7–8 классов ДМШ и ДШИ. — М.: Музыка, 2018. — 236 с.

9. Золина Е. Музыкальная грамота для учащихся I–IV классов детских музыкальных школ. — М.: Престо, 2004. — 32 с.

10. Золина Е. Сольфеджио для детских музыкальных школ: 7–8 классы. — М.: Музыка, 2013. — 304 с.

11. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь: 7 класс. — М.: Московская типография №6, 2000. — 34 с.

12. Калужская Т. Сольфеджио для детских музыкальных школ: 6 класс. — М.: Музыка, 2013. — 128 с.

13. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки: для музыкальных училищ. — М.: Музыка, 1965. — 304 с.

14. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио: 7 класс: комплект ученика (Учебник. Рабочая тетрадь. Задания. Аудиоприложение). — СПб.: Композитор, 2017. — 156 с.

15. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки: учебное пособие для учащихся музыкальных школ. — М.: Престо, 2003. — 102 с.

16. Русяева И. Справочник по элементарной теории музыки. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2021. — 96 с.

17. Способин И. Элементарная теория музыки. — М.: Кифара, 1996. — 208 с.

18. Фролова Ю. Сольфеджио: 5 класс. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 112 с.

19. Фролова Ю. Сольфеджио: 6–7 классы. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 109 с.

20. Benward B., Saker M. Music in Theory and Practice: 8th Edition. — New York: McGraw-Hill, 2009. — Vol. 1: 407 p., Vol. 2: 385 p.

21. Surmani A., Surmani K. F., Manus M. Alfred's Essentials of Music Theory: A Complete Self-Study Course for All Musicians. — Los Angeles: Alfred Music, 2004. — 152 p.

1. Alekseyev B., Myasoyedov A. Elementarnaya teoriya muzyki. — M.: Muzyka, 1986. — 240 s.

2. Britva N. Posobiye po teorii muzyki i sol'fedzhio: 2-ye izdaniye, pererabotannoye i dopolnennoye. — Tyumen': Sibirskiy izdatel'skiy dom, 1997. — 68 s.

3. Varlamova A., Semchenko L. Sol'fedzhio: 4 klass: uchebnoye posobiye dlya uchashchikhsya detskikh muzykal'nykh shkol i detskikh shkol iskusstv: pyatiletniy kurs obucheniya. — M.: VLADOS, 2017. — 135 s. (Biblioteka detskoy muzykal'noy shkoly.)

4. Varlamova A., Semchenko L. Sol'fedzhio: 5 klass: uchebnoye posobiye dlya uchashchikhsya detskikh muzykal'nykh shkol i detskikh shkol iskusstv: pyatiletniy kurs obucheniya. — M.: VLADOS, 2017. — 111 s. (Biblioteka detskoy muzykal'noy shkoly.)

5. Vakhromeyev V. Elementarnaya teoriya muzyki. — M.: Muzgiz, 1962. — 248 s.

6. Davydova Ye. Sol'fedzhio dlya detskikh muzykal'nykh shkol: 4 klass. — M.: Muzyka, 2005. — 111 s.

7. Davydova Ye. Sol'fedzhio dlya detskikh muzykal'nykh shkol: 5 klass. — M.: Muzyka, 2005. — 112 s.

8. Zhukovskaya G. Sol'fedzhio dlya 7–8 klassov DMSH i DSHI. — M.: Muzyka, 2018. — 236 s.

9. Zolina Ye. Muzykal'naya gramota dlya uchashchikhsya I–IV klassov detskikh muzykal'nykh shkol. — M.: Presto, 2004. — 32 s.

10. Zolina Ye. Sol'fedzhio dlya detskikh muzykal'nykh shkol: 7–8 klassy. — M.: Muzyka, 2013. — 304 s.

11. Kalinina G. Sol'fedzhio. Rabochaya tetrad': 7 klass. — M.: Moskovskaya tipografiya №6, 2000. — 34 s.

12. Kaluzhskaya T. Sol'fedzhio dlya detskikh muzykal'nykh shkol: 6 klass. — M.: Muzyka, 2013. — 128 s.

13. Krasinskaya L., Utkin V. Elementarnaya teoriya muzyki: dlya muzykal'nykh uchilishch. — M.: Muzyka, 1965. — 304 s.

14. Metallidi ZH., Pertsovskaya A. Sol'fedzhio: 7 klass: komplekt uchenika (Uchebnik. Rabochaya tetrad'. Zadaniya. Audioprilozheniye). — SPb.: Kompozitor, 2017. — 156 s.

15. Panova N. Konspekty po elementarnoy teorii muzyki: uchebnoye posobiye dlya uchashchikhsya muzykal'nykh shkol. — M.: Presto, 2003. — 102 s.

16. Rusyayeva I. Spravochnik po elementarnoy teorii muzyki. — SPb.: Lan', Planeta muzyki, 2021. — 96 s.

17. Sposobin I. Elementarnaya teoriya muzyki. — M.: Kifara, 1996. — 208 s.

18. Frolova YU. Sol'fedzhio: 5 klass. — Rostov n/D: Feniks, 2005. — 112 s.

19. Frolova YU. Sol'fedzhio: 6–7 klassy. — Rostov n/D: Feniks, 2003. — 109 s.

20. Benward B., Saker M. Music in Theory and Practice: 8th Edition. — New York: McGraw-Hill, 2009. — Vol. 1: 407 p., Vol. 2: 385 p.

21. Surmani A., Surmani K. F., Manus M. Alfred's Essentials of Music Theory: A Complete Self-Study Course for All Musicians. — Los Angeles: Alfred Music, 2004. — 152 p.

Речь пойдет о самых распространенных структурах интервалов и аккордов, которые изучаются в курсе элементарной теории музыки, а также осваиваются на практике — на уроках сольфеджио. Автор этих строк не раз сталкивалась с тем, что те или иные структуры объясняются внесистемно и в результате в памяти долго не задерживаются. На уроках сольфеджио, например, можно услышать такие разъяснения: «Субдоминантовый секстаккорд разрешается в тонический квартсекстаккорд», «Доминантовый секундаккорд строится на четвертой ступени и разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном» или «Уменьшенная кварта строится на третьей ступени гармонического мажора и на седьмой повышенной ступени гармонического минора». В той или иной мере разрозненную информацию можно найти на страницах многих учебных пособий, в частности, авторства Б. Алексеева и А. Мясоедова [1], Н. Бритвы [2], А. Варламовой и Л. Семченко [4], В. Вахромеева [5], Е. Давыдовой [6; 7], Г. Жуковской [8], Е. Золиной [9; 10], Г. Калининой [11], Т. Калужской [12], Л. Красинской и В. Уткина [13], Ж. Металлиди и А. Перцовской [14], И. Русяевой [16], Ю. Фроловой [18; 19]. Не особенно выделяются в этом плане и зарубежные издания [20; 21]. Но дело не только в учебниках, а и в распространенной манере преподавания, когда отдельно изучается какой-либо один аккорд без связи с другими аккордами и/или интервалами, затем другой и так далее. Такая подача информации представляется малопродуктивной: порой не спасают даже многократные повторения и материал не всегда укладывается в голове даже самых прилежных учеников. А между тем можно объединить, казалось бы, разнородные звуковые структуры в два больших блока и вписать более простые структуры в более сложные. Системный и логичный подход к изучению звуковых структур незаменим особенно в случае с отстающими студентами, которые за короткий период времени даже при большом желании уже не успевают усвоить материал по учебникам.

Группа звуковых структур уменьшенного вводного септаккорда

Для Цитирования:
Северина Ирина Марковна, Некоторые структуры в преподавании сольфеджио и элементарной теории музыки. Ученый совет. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: