Речь пойдет о самых распространенных структурах интервалов и аккордов, которые изучаются в курсе элементарной теории музыки, а также осваиваются на практике — на уроках сольфеджио. Автор этих строк не раз сталкивалась с тем, что те или иные структуры объясняются внесистемно и в результате в памяти долго не задерживаются. На уроках сольфеджио, например, можно услышать такие разъяснения: «Субдоминантовый секстаккорд разрешается в тонический квартсекстаккорд», «Доминантовый секундаккорд строится на четвертой ступени и разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном» или «Уменьшенная кварта строится на третьей ступени гармонического мажора и на седьмой повышенной ступени гармонического минора». В той или иной мере разрозненную информацию можно найти на страницах многих учебных пособий, в частности, авторства Б. Алексеева и А. Мясоедова [1], Н. Бритвы [2], А. Варламовой и Л. Семченко [4], В. Вахромеева [5], Е. Давыдовой [6; 7], Г. Жуковской [8], Е. Золиной [9; 10], Г. Калининой [11], Т. Калужской [12], Л. Красинской и В. Уткина [13], Ж. Металлиди и А. Перцовской [14], И. Русяевой [16], Ю. Фроловой [18; 19]. Не особенно выделяются в этом плане и зарубежные издания [20; 21]. Но дело не только в учебниках, а и в распространенной манере преподавания, когда отдельно изучается какой-либо один аккорд без связи с другими аккордами и/или интервалами, затем другой и так далее. Такая подача информации представляется малопродуктивной: порой не спасают даже многократные повторения и материал не всегда укладывается в голове даже самых прилежных учеников. А между тем можно объединить, казалось бы, разнородные звуковые структуры в два больших блока и вписать более простые структуры в более сложные. Системный и логичный подход к изучению звуковых структур незаменим особенно в случае с отстающими студентами, которые за короткий период времени даже при большом желании уже не успевают усвоить материал по учебникам.
Группа звуковых структур уменьшенного вводного септаккорда