По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Некоторые результаты социологического анализа отзывчивости системы здравоохранения

Екатерина Андреевна Григорьева аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, vrach-katerina@mail.ru
Мария Геннадьевна Еремина канд. мед. наук, соискатель кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, 913693@mail.ru
Елена Михайловна Долгова канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, emdolgova@list.ru

Внимание отечественных и зарубежных ученых к проблеме социальной отзывчивости системы здравоохранения определяется ее актуальностью. В статье представлены результаты анализа отзывчивости системы здравоохранения по данным социологического опроса врачей-терапевтов, страдающих хроническими заболеваниями. Все респонденты работают в медицинских организациях г. Саратова, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. По результатам опроса, ведущими проблемами для респондентов-врачей в ситуации болезни являются «уважительное отношение сотрудников медицинской организации», «понимание объяснений врача» и «наличия объяснений результатов обследования». О необходимости сменить медицинскую организацию заявили 15,2 % респондентов.

Литература:

1. Оганесян А. А. Сравнительный анализ теоретических подходов реформирования современных систем здравоохранения: рыночные механизмы или государственное регулирование // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества: сборник статей. — М.: Институт стратегических исследований, 2015. — С. 91–98.

2. Алексеев В. А., Вартанян Ф. Е., Шурандина И. С. Оценка систем здравоохранения с позиций Всемирной организации здравоохранения // Здравоохранение. — 2009. — № 11. — С. 57–67.

3. Русинова Н. Л., Панова Л. В. Доступ к услугам здравоохранения: методологические подходы и методы измерения // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2002. — № 4 (5). — С. 147–163.

4. Камалиев М. А. Методические основы мониторинга и оценки системы здравоохранения // Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ksmumpf.ru/publ/konferencija_aktualnye_voprosy_vedenija_sgm_quot/ prinjatye_k_publikacii_materialy/ kamaliev_m_a/22-1-0-291 (дата обращения: 11.09.2019).

5. Шульгина С. В. Отзывчивость системы здравоохранения: определение, структура, понятия, методические подходы к проведению исследования // Экология человека. — 2015. — № 2. — С. 27–32.

6. Douangvichit D., Liabsuetrakul T. Obstetric care and health system responsiveness for hospital-based delivery in Lao People’s Democratic Republic // Journal Medical Association Thai. — 2012. — № 95 (9). — Р. 1126–1135.

7. Peltzer K., Phaswana-Mafuya N. Patient experiences and health system responsiveness among older adults in South Africa // Journal Quality Health Care. — 2012. — PMID. — 23195515.

8. Liabsuetrakul T., Petmanee P., Sanguanchua S., Oumudee N. Health system responsiveness for delivery care in Southern Thailand // Journal Quality Health Care. — 2012. — № 24 (2). — P. 169–175.

9. Rashidian A., Kavosi Z., Majdzadeh R., Pourreza A., Pourmalek F., Arab M., Mohammad K. Assessing health system responsiveness: a household survey in 17th district of Tehran // Journal Iran Red Crescent Medical. — 2011. — № 13 (5). — P. 302–308.

10. Forouzan A., Ghazinour M., Dejman M., Rafeiey H., Sebastian M. Testing the WHO responsiveness concept in the Iranian mental healthcare system: a qualitative study of service users // BMC Health Services. — 2011. — № 11. — P. 325.

11. Chih-Cheng H., Likwang C., Yu-Whuei H., Winnie Y., Chen-Chun S. The dimensions of responsiveness of a health system: a Taiwanese perspective // BMC Public Health. — 2006. — № 6. — P. 72.

12. Robone S., Rice N., Smith P. Health systems’ responsiveness and its characteristics: a cross-country comparative analysis // Health Services Results. — 2011. — № 46 (6). — P. 2079–2100.

13. Conklin A., Morris Z., Nolte E. What is the evidence base for public involvement in health-care policy: results of a systematic scoping review // Health Expect. — 2012. — № 18. — P. 131–143.

14. Malhotra C., Do Y. Socio-economic disparities in health system responsiveness in India // Health Policy Plan. — 2012. — № 17. — P. 75–88.

15. Rice N., Robone S., Smith P. Analysis of the validity of the vignette approach to correct for heterogeneity in reporting health system responsiveness // Journal Europe Health Economist. — 2011. — № 12 (2). — Р. 141–162.

16. Шишкин С. В., Ермаков С. П., Какорина Е. П. Методика оценки эффективности функционирования территориальных систем здравоохранения в Российской Федерации. — М., 2007. — С. 64.

17. Шульгина С. В. Отзывчивость системы здравоохранения и ее характеристики // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2015. — № 23 (1). — С. 25–27.

В настоящее время страны, находящиеся на разных стадиях социального и экономического развития, ищут пути улучшения организации и финансирования здравоохранения с целью укрепления здоровья населения, соблюдения социальной справедливости и повышения отзывчивости системы здравоохранения [1].

В соответствии с современной концепции ВОЗ одной из трех главных целей системы здравоохранения является обеспечение соответствия медицинской деятельности легитимным ожиданиям пациентов [2]. В формулировке данной цели отражено стремление ВОЗ сместить центр внимания системы здравоохранения с болезни на человека с его экономическими, социальными и культурными правами, проблемами и ожиданиями [3].

Оценка степени достижения поставленной цели осуществляется на основании измерения конечных результатов деятельности системы здравоохранения, проводимой в двух направлениях, — соблюдения прав человека в процессе его взаимодействия с системой здравоохранения и восприимчивости системы к ожиданиям, запросам и предпочтениям пациентов относительно содержания и условий предоставления медицинских услуг. Оба эти параметра учитываются при формировании показателя «отзывчивости» системы здравоохранения — критерия, который, согласно методике ВОЗ, вносит 25 % вклада в оценку эффективности здравоохранения [2].

Отзывчивость системы здравоохранения описывается как выполнение немедицинских ожиданий населения, взаимодействующих с системой здравоохранения, и отражает степень ее гуманности, уровень физического и психологического комфорта пациентов, меру уважения к их человеческому достоинству, соблюдению их социальных прав, наличие свободы выбора поставщика медицинских услуг [4].

В мировой практике определены восемь критериев для оценки отзывчивости системы здравоохранения: уважение человеческого достоинства, конфиденциальность, автономность хода лечения с учетом участия самого пациента, коммуникабельность врача, надлежащие условия, время оказания медицинской помощи, доступ к сети социальной поддержки и выбор поставщика медицинской услуги [2]. Принимая во внимание особенности оказания медицинской помощи, культуру и традиции страны, ВОЗ определила структурные составляющие показателя отзывчивости с учетом возможности применения в России — это уважительное отношение к пациентам, сохранение конфиденциальности личной информации, участие пациентов в процессе принятия решений, ясность общения с медицинским персоналом и достаточность времени для уточнения неясных вопросов, условия оказания медицинской помощи, транспортная доступность, общение с внешним миром во время пребывания в больнице, выбор медицинского учреждения [5].

Для Цитирования:
Екатерина Андреевна Григорьева, Мария Геннадьевна Еремина, Елена Михайловна Долгова, Некоторые результаты социологического анализа отзывчивости системы здравоохранения. ГЛАВВРАЧ. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: