В настоящее время результативность любой системы здравоохранения определяют три группы показателей: показатели здоровья населения, показатели качества жизни населения и показатели доступности и качества медицинской помощи. Обеспечение качественной медицинской помощи больным — одно из важнейших условий сохранения и воспроизводства здоровья населения.
Качество медицинской помощи (КМП) — это свойство всей системы здравоохранения, которое включает качество лечения, диагностики, профилактики, реабилитации и качество деятельности управляющих систем, т. е. менеджмента. Управляющие системы обеспечивают структуру оказания медицинской помощи, технологический процесс. Результат взаимодействия управляющих и управляемых структур и определяет доступность и качество медицинской помощи, которые в свою очередь влияют на здоровье населения. Обеспечение качества медицинской помощи в отдельных медицинских учреждениях требует эффективного управления не только самими этими организациями, но и целиком всей системой здравоохранения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает проблему КМП с четырех позиций: максимальное выполнение профессиональных функций, заложенных в локальных нормативных актах; оптимальное использование ресурсов; минимальный риск для пациента; максимальная удовлетворенность пациента от взаимодействия с медицинской подсистемой. Согласно критериям ВОЗ качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, при достижении удовлетворенности пациента. Таковая медицинская помощь определяется квалификацией врача, оптимальностью использования ресурсов, удовлетворенностью пациента от его взаимодействия с системой оказания помощи [14, 20]. Для внедрения критериев ВОЗ в практику отечественного здравоохранения в последнее время вышло множество нормативных актов. В 2017 г. были изданы приказы Росздравнадзора, утвердившие формы проверочных листов, используемых при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н, утвердивший критерии оценки КМП. В 2019 г. вышел приказ Минздрава России от 07.06.2019 № 381н, определивший требования к организации и проведению внутреннего контроля КМП [1–4]. Для медицинских организаций особенно важны последние два приказа, которые определяют, как тестировать качество и безопасности медицинской деятельности [3–5].