По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2008-01

Некоторые проблемы оценки качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения

Гусева Наталья Константиновна доктор медицинских наук, профессор, почетный член Нижегородской региональной общественной организации «Ассоциация специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью», Нижний Новгород, 603105, E-mail: medexpert52@mail.ru
Бердутин Виталий Анатольевич кандидат медицинских наук, доцент кафедры выездного и инновационного обучения по интегрированным дисциплинам медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России, заместитель начальника договорного отдела ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, Москва, 123098, E-mail: kartikeya2691@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0003-3211-0899

В настоящее время результативность любой системы здравоохранения определяют три группы показателей: показатели здоровья населения, показатели качества жизни населения и показатели доступности и качества медицинской помощи. Обеспечение качественной медицинской помощи больным — одно из важнейших условий сохранения и воспроизводства здоровья населения. Проблемы качества и эффективности здравоохранения относятся к наиболее актуальным, непосредственно связанным с конечными результатами деятельности системы и затратами ее всегда ограниченных ресурсов. Достижение высокого уровня качества медицинской помощи (КМП) является одной из приоритетных задач государственного строительства. Цель статьи состояла в том, чтобы определить, насколько валидны приказы по контролю качества медицинской помощи, а также какие подходы следует использовать при формировании системы контроля и обеспечения КМП в каждой медицинской организации. Авторы полагают, что работу в этом направлении надо начинать, во-первых, с создания качественных локальных нормативных актов на основе федеральных нормативно-правовых документов, а во-вторых, с обеспечения их неукоснительного исполнения медицинским персоналом за счет системы непрерывного медицинского образования на циклах последипломной подготовки, семинарах, конференциях и мастер-классах.

Литература:

1. Приказ Росздравнадзора России от 20.12.2017 № 10450 «Об утверждении форм проверочных листов (список контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

2. Приказ Росздравнадзора России от 20.12.2017 № 10449 «Об утверждении форм проверочных листов (список контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля обращения медицинских изделий».

3. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев качества медицинской помощи».

4. Приказ Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

5. Бердутин В. А. Анализ потоковых процессов в системе управления медицинским учреждением. Экономика здравоохранения. 2007; 1: 34–41.

6. Бердутин, В. А., Бердутина, Э. В. Медицинская этика и деонтология с позиции соционики: Монография. — Нижний Новгород. 2018: 200 с.

7. Бердутин В. А., Бердутина Э. В. Логистика прикладных решений для бережливого здравоохранения и соционическая типология. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin. 2020: 205.

8. Гусева Н. К., Бердутин В. А., Доютова М. В. Современные методы управления в медицинских организациях: Учебное пособие. — Нижний Новгород. 2015: 140 с.

9. Гусева Н. К., Бердутин В. А. Некоторые вопросы оценки качества медицинской помощи в системе здравоохранения российской федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (5): 228–233.

10. Гусева Н. К., Зубеев П. С., Бердутин В. А., Баранова С. С. Особенности работы врачебной комиссии крупного больнично-поликлинического объединения по выдачи заключений по социальным проблемам граждан, связанным с их здоровьем. Боткинские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция: сборник тезисов. 2017: 64–67.

11. Князюк Н. Ф., Долинская Ю. В. Пошаговый алгоритм, чтобы перейти на новую версию ИСО 9001:2015. Здравоохранение. 2017; 9: 52–58.

12. Романов С. В., Дзюбак С. А., Абаева О. П. Пути повышения удовлетворенности пациентов при обслуживании в регистратуре поликлиники медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2017; 61 (3): 47–50.

13. Меирбеков Е. М., Алшембаева Л. Т. Управление системой контроля КМП. Вестник КазНМУ. 2014; 2 (4): 130–132.

14. Свидерская Л. Н., Симакова В. М., Демко И. В. и др. Сравнительная оценка организации контроля доступности и качества оказания медицинской помощи в условиях краевой консультативной поликлиники. Сибирское медицинское обозрение. 2016; 5: 53–64.

15. Сильверман Дж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. Гранат. 2018: 304 с.

16. Смеянов В. А., Тарасенко С. В., Смеянова О. И., Демикова Н. В. Медико-социальная модель управления КМП на уровне учреждения здравоохранения. Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. 2014; 18 (189–27): 178–182.

17. Сыздыкова А. М., Тургамбаева А. К., Карибеков Т. С. Управление рисками в системе здравоохранения. Научно-практический медицинский журнал. 2014: 13–16.

18. Тайц Б. М., Кричмар Г. Н., Стволинский И. Ю., Грандилевская О. Л. Организация системы управления качеством в крупной многопрофильной больнице. Здравоохранение РФ. 2013; 1: 34–38 .

19. Таевский А. Б. Комментарии к приказу Минздрава 381н о внутреннем контроле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zdrav.biz/index.php/menagement-kachestva-med-pomoschi/253-kommentarii-k-prikazu-minzdrava-381n-seriya-1.

20. DiCuccio M. H. The Relationship between Patient Safety Culture and Patient Outcomes: A Systematic Review. J. Patient Saf. 2015; 11: 135–142.

21. Jongh T. E., Gurol-Urganci I., Allen E., Jiayue Zhu. N., Atun R. Barriers and enablers to integrating maternal and child health services to antenatal care in low and middle income countries. BJOG. 2016 Mar; 123 (4): 549–557.

22. Mohd I. S., Nasriah Z., Rosni A. The influence of system quality characteristics on health care providers’ performance: Empirical evidence from Malaysia. Journal of Infection and Public Health; Volume 9, Issue 6, November-December 2016: 698–707.

23. Mort E., Bruckel J., Donelan K., Paine L., Rosen M., Thompson D., Weaver S., Yagoda D., Pronovost P. J. Peer-to-Peer Study Team. Improving Health Care Quality and Patient Safety through Peer-to-Peer Assessment: Demonstration Project in Two Academic Medical Centers. Am. J. Med. Qual. 2017; 32: 472–479.

24. Vaughn V. M., Saint S. Krein S. L. et al. Characteristics of healthcare organizations struggling to improve quality: results from a systematic review of qualitative studies. BMJ Qual. Saf.; January 2019; 28: 74–84 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://qualitysafety.bmj.com/content/qhc/28/1/74.full.pdf.

1. Order of Roszdravnadzor of Russia No. 10450 dated 12/20/2017 “On Approval of Forms of Checklists Used by the High-Qualified Medical Staff Mastering the Advanced Efficient Technology Combined in the Working Groups of the Optimal Socionomy Membership, Working in the Corresponding Conditions of Labour Organisation and Payment, Capable of Decreasing the Need in Control Functions, Unifying the Control System, and Implementing the Advanced Medical Technology. The Federal Service for Surveillance in Healthcare and its Territorial Bodies During Scheduled Checks for Implementation of the State Quality Control and Safety of the Medical Activity”.

2. Order of Roszdravnadzor of Russia No. 10450 dated 12/20/2017 “On Approval of Forms of Checklists Used by the Federal Service for Surveillance in Healthcare and its Territorial Bodies During Scheduled Checks for Implementation of the State Control over the Circulation of the Medical Devices”.

3. Order of the Ministry of Health of Russia No. 203n dated 05/10/2017 “On Approval of Health Care Quality Criteria”.

4. Order of the Ministry of Health of Russia No. 381n dated 06/07/2019 “On Approval of Requirements for Organisation and Conduct of Internal Quality and Safety Control of the Medical Activity”.

5. Berdutin V.A. Analiz potokovykh protsessov v sisteme upravleniya meditsinskim uchrezhdeniyem. [Analysis of Flow Processes in the Management System of the Medical Institution]. Healthcare Economics, 2007, No. 1, pp. 34-41.

6. Berdutin V.A., Berdutina E.V. Meditsinskaya etika i deontologiya s pozitsii sotsioniki: Monografiya. [Medical Ethics and Deontology from the Point of View of Socionics: Monograph]. Nizhny Novgorod, 2018, 200 p.

7. Berdutin V.A., Berdutina E.V. Logistika prikladnykh resheniy dlya berezhlivogo zdravookhraneniya i sotsionicheskaya tipologiya. [Logistics of Applied Solutions for Lean Healthcare and Socionics Typology]. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin, 2020, 205 p.

8. Guseva N.K., Berdutin V.A., Doyutova M.V. Sovremenniye metody upravleniya v meditsinskikh organizatsiyakh: Uchebnoye posobiye. [Modern Management Methods in Medical Institutions: Study Guide]. Guseva, V.A. Nizhny Novgorod, 2015, 140 p.

9. Guseva N.K., Berdutin V.A. Nekotoriye voprosy otsenki kachestva meditsinskoy pomoshchi v sisteme zdravookhraneniya rossiyskoi federatsii. [Some Issues of Quality Assessment of Medical Care in the Healthcare of the Russian Federation]. Healthcare of the Russian Federation, 2016, Vol. 60, No. 5, pp. 228-233.

10. Guseva N.K., Zubeyev P.S., Berdutin V.A., Baranova S.S. Osobennosti raboty vrachebnoy komissii krupnogo bolnichno-poliklinicheskogo obyedineniya po vydachi zaklyucheniy po sotsialnym problemam grazhdan, svyazannym s ikh zdorovyem. [Peculiarities of Work of the Medical Board of the Large Hospital and Polyclinic Union on Issue of Findings on Social Health-Related Problems of Citizens]. BOTKINSKIYE CHTENIYA Russian Scientific and Practical Conference: Collection of abstracts, 2017, pp. 64-67.

11. Knyazyuk N.F., Dolinskaya Yu.V. Poshagoviy algoritm, chtoby pereyti na novuyu versiyu ISO 9001:2015. [Step-by-Step Algorithm for Transition to a New Version of ISO 9001:2015]. Healthcare, 2017, No. 9, pp. 52-58.

12. Romanov S.V., Dzyubak S.A., Abayeva O.P. Puti povesheniya udovletvorennosti patsiyentov pri obsluzhivanii v registrature polikliniki meditsinskoy organizatsii sistema FMBA Rossii. [Ways to Increase the Patients’ Satisfaction with the Service at the Record Department of the Outpatient Clinic of the Healthcare Institution of the Federal Medical and Biological Agency of Russia]. Extreme Medicine, 2017, Vol. 61, No. 3, pp. 47-50.

13. Meirbekov Ye.M., Alshembayeva L.T. Upravleniye sistemoy kontrolya KMP. [HCQ Control System Management]. Bulletin of Asfendiyarov Kazakh National Medical University, 2014, No. 2 (4), pp.130-132.

14. Sviderskaya L.N., Simakova V.M., Demko I.V. et al. Sravnitalnaya otsenka organizatsii kontrolya dostupnosti i kachestva okazaniya meditsinskoy pomoshchi v usloviyakh krayevoy konsultativnoy polikliniki. [Comparative Assessment of the Organisation of Accessibility and Quality Control of Medical Care in the Conditions of the Regional Consulting Polyclinic]. Siberian Medical Review, 2016, No. 5. pp. 53-64.

15. Silverman G., Kurtz S., Draper G. Navyki obshcheniya s patsiyentami. [Skills for Communicating with Patients]. Granat, 2018, 304 p.

16. Smeyanov V.A., Tarasenko S.V., Smeyanova O.I., Demikova N.V. Mediko-sotsialnaya model upravleniya KMP na urovne uchrezhdeniya zdravookhraneniya. [Medical and Social Model of HCQ Management at the Level of the Healthcare Institution]. Scientific Reports. Series Medicine. Pharmacy, 2014, No. 18 (189), Issue 27, pp. 178-182.

17. Syzdykova A.M., Turgambayeva A.K., Karibekov T.S. Upravleniye riskami v sisteme zdravookhraneniya. [Risk Management in Healthcare System]. Scientific and Practical Medical Journal, 2014, pp. 13-16.

18. Taits B.M., Krichmar G.N., Stvolinskiy I.Yu., Grandilevskaya O.L. Organizatsiya sistemy upravleniya kachestvom v krupnoy mnogoprofilnoy bolnitse. [Organisation of the Quality Management System at the Large Multi-Faceted Hospital]. Healthcare of the Russian Federation, 2013, No. 1, pp. 34-38.

19. Tayevskiy A.B. Kommentarii k prikazu Minzdrava 381n o vnutrennem kontrole. [Comments on the Order of the Ministry of Health No. 381n on the Internal Control]. Available at https://zdrav.biz/index.php/menagement-kachestva-med-pomoschi/253-kommentarii-k-prikazu-minzdrava-381n-seriya-1.

20. DiCuccio M.H. The Relationship between Patient Safety Culture and Patient Outcomes: A Systematic Review. J. Patient Saf. 2015, 11, 135–142.

21. Jongh T.E., Gurol-Urganci I., Allen E., Jiayue Zhu. N., Atun R. Barriers and enablers to integrating maternal and child health services to antenatal care in low and middle income countries. BJOG. 2016 Mar;123(4):549–557.

22. Mohd I. S., Nasriah Z., Rosni A. The influence of system quality characteristics on health care providers’ performance: Empirical evidence from Malaysia. Journal of Infection and Public Health; Volume 9, Issue 6, November-December 2016; 698-707.

23. Mort E., Bruckel J., Donelan K., Paine L., Rosen M., Thompson D., Weaver S., Yagoda D., Pronovost P.J. Peer-to-Peer Study Team. Improving Health Care Quality and Patient Safety through Peer-to-Peer Assessment: Demonstration Project in Two Academic Medical Centers. Am. J. Med. Qual. 2017, 32, 472–479.

24. Vaughn V. M., Saint S. Krein S. L., et al. Characteristics of healthcare organizations struggling to improve quality: results from a systematic review of qualitative studies. BMJ Qual. Saf.; January 2019; 28: 74-84. https://qualitysafety.bmj.com/content/qhc/28/1/74.full.pdf

В настоящее время результативность любой системы здравоохранения определяют три группы показателей: показатели здоровья населения, показатели качества жизни населения и показатели доступности и качества медицинской помощи. Обеспечение качественной медицинской помощи больным — одно из важнейших условий сохранения и воспроизводства здоровья населения.

Качество медицинской помощи (КМП) — это свойство всей системы здравоохранения, которое включает качество лечения, диагностики, профилактики, реабилитации и качество деятельности управляющих систем, т. е. менеджмента. Управляющие системы обеспечивают структуру оказания медицинской помощи, технологический процесс. Результат взаимодействия управляющих и управляемых структур и определяет доступность и качество медицинской помощи, которые в свою очередь влияют на здоровье населения. Обеспечение качества медицинской помощи в отдельных медицинских учреждениях требует эффективного управления не только самими этими организациями, но и целиком всей системой здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает проблему КМП с четырех позиций: максимальное выполнение профессиональных функций, заложенных в локальных нормативных актах; оптимальное использование ресурсов; минимальный риск для пациента; максимальная удовлетворенность пациента от взаимодействия с медицинской подсистемой. Согласно критериям ВОЗ качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, при достижении удовлетворенности пациента. Таковая медицинская помощь определяется квалификацией врача, оптимальностью использования ресурсов, удовлетворенностью пациента от его взаимодействия с системой оказания помощи [14, 20]. Для внедрения критериев ВОЗ в практику отечественного здравоохранения в последнее время вышло множество нормативных актов. В 2017 г. были изданы приказы Росздравнадзора, утвердившие формы проверочных листов, используемых при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н, утвердивший критерии оценки КМП. В 2019 г. вышел приказ Минздрава России от 07.06.2019 № 381н, определивший требования к организации и проведению внутреннего контроля КМП [1–4]. Для медицинских организаций особенно важны последние два приказа, которые определяют, как тестировать качество и безопасности медицинской деятельности [3–5].

Для Цитирования:
Гусева Наталья Константиновна, Бердутин Виталий Анатольевич, Некоторые проблемы оценки качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Врач скорой помощи. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: