С уходящим годом в русской традиции принято подводить его основные итоги, метить возможное грядущее будущее текущей геополитической ситуации по некоторой аналогии прошлых лет. Известный мыслящий, аналитик журнализма Алексей Сергеевич Суворин в канун Нового 1899 г., знаменательного началом нового этапа развития в международных отношениях, назвал российский «почин мира», благодаря которому непременным фактором мирового развития становилась роль международного права, выразившаяся в созыве в 1899 г. Первой Гаагской конференции мира, имевшей целью заложить основу миропорядка на началах утвердившегося несомненного суверенитета, взаимного учета законных интересов и гуманной философии в решении международных проблем и в правилах ведения современной войны.
Самым значительным «идейным» событием, имевшим, по выражению Суворина, «нетленный блеск», явился почин России, ее дипломатии «в деле мира всего мира», а именно выдвижение российского предложения от 12 августа 1898 г. о созыве Первой конференции мира в Гааге, открывшим процесс совместных усилий в регулировании проблем мира и безопасности и создания своего рода «военной разрядки» на Европейском континенте, мире в целом. Сегодня сама эта идея, заложенная по инициативе России более ста лет назад, и ее последующее развитие терпит самое тяжелое поражение, натолкнувшись на новое варварство либерального Запада и англо-саксонскую агрессивность. Немыслимое по своим масштабам разрушение потерпела современная цивилизация, секулярная, лишенная своих христианских корней западной либеральной диктатурой, превратившей европейские суверенные государства в бессловесные симулякры в условиях ужесточения вашингтонского диктата.
Сегодня в условиях расколотого мира, отвержения или деформации деградировавшим трансатлантическим Западом (который я склонен назвать новым ущербным Вавилоном) всего созданного поколениями (несмотря на препоны холодной войны) потенциала сотрудничества и «мирного сосуществования» на договорно-правовых основаниях как никогда востребована инициативная, нормообразующая внешнеполитическая доктрина поведения России, направляющей основой которой является Концепция внешней политики 2023 г., сохраняющей преемственность идеалов и принципов вековой русской дипломатии.