Статья поступила 30.09.2020
Опираясь на свои религиоведческие исследования в Прикамье, профессор С.В. Рязанова свидетельствует о сложившейся здесь ситуации «как о пестрой религиозной картине региона и об интенсивной религиозной жизни, связанной как с особенностями существования самих общин, так и со спецификой их взаимодействия друг с другом» [8]. Электронная энциклопедия «Пермский край» постулирует наличие «историко-культурной особенности края — конфессиональной полифонии» [5].
По состоянию на начало сего года в нашем крае зарегистрированы 484 местные религиозные организации и 26 религиозных групп. В их номенклатуре насчитывается 24 религиозных исповедания. Крупнейшая из них — Пермская митрополия Русской православной церкви, которая включает в себя 246 религиозных объединений. Старообрядчество представлено 19 объединениями разных согласий. Два духовных управления мусульман объединяют 123 исламские общины. К иным исповеданиям относят себя 96 религиозных организаций. Что очень важно: 96% верующих Пермского края вполне удовлетворены возможностью реализации своих религиозных потребностей.
К сожалению, в отдельных регионах России весьма нередко имеют место межконфессиональные напряжения. В Прикамье же, насыщенном множеством этносов и вероисповеданий, уровень напряжений между ними сравнительно невысок. Как показывают социологические исследования, 93% сограждан нашего края (по их наблюдениям по месту своего проживания) характеризуют отношения между приверженцами разного вероисповедания как доброжелательные и бесконфликтные [10]. Наличие этой вероисповедной «полифонии» отчасти предопределила стихия столетних, относительно терпимых взаимоотношений между разными исповеданиями, которые исторически укоренялись в Прикамье.
Но более всего поддержанию и упрочению этой конфессиональной «полифонии» последнего времени способствует осознанная и целенаправленно реализуемая в постсоветском обществе стратегия государственной национальной политики и формирования гражданственности россиян. Влияние этой стратегии эффективно скрепляет толерантный менталитет пермяков и содействует достаточно спокойной трансформации того религиозного пространства, где за последние десятилетия реально возрождены традиционные верования и стремительно возникли многие новые религиозные исповедания.