Центральным звеном всей системы здравоохранения является первичная медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных условиях. Это основной, наиболее доступный, экономически и социально приемлемый вид массовой медицинской помощи, обеспечивающий результативность всей системы здравоохранения. Оптимизация деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, требует разработки новых организационно-функциональных моделей. К недостаткам существующей модели амбулаторно-поликлинической медицинской организации можно отнести следующие факты: отставание развития МО от изменений, происходящих в социальной политике и экономике; несоответствие сформировавшейся внутренней структуры и содержания работы поликлиник современным подходам и требованиям; отсутствие действенных механизмов финансово-экономического управления деятельностью учреждений, подразделений и специалистов; отставание развития системы информационного обеспечения деятельности МО и специалистов по организационным и клиническим проблемам медицинского обеспечения; недостаточная координация и преемственность в деятельности МО различного уровня и специалистов, приводящая к появлению множественных дефектов лечебно-диагностической помощи [3].
Внедрение новых подходов в организацию деятельности медицинских организаций — это прежде всего шаг навстречу пациентам. Новая модель — это пациентоориентированная медицинская организация, отличительными признаками которой являются доброжелательное отношение к пациенту; отсутствие очередей за счет правильной организации процессов и работы персонала; качественное оказание медицинской помощи; приоритет профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения. Новая модель — это также медицинская организация, управление которой построено на использовании процессно-ориентированного подхода и «бережливых» технологий [4].
В октябре 2016 г. по инициативе Администрации Президента РФ стартовал пилотный проект по совершенствованию системы первичной медико-санитарной помощи «Бережливая поликлиника». Проект реализуется совместно Министерством здравоохранения РФ, Госкорпорацией «Росатом» и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Цель проекта — внедрить в повседневную практику поликлиник технологии бережливого производства. Для реализации были выбраны такие проблемные направления, как перераспределение нагрузки между врачами и средним медперсоналом, оптимизация внутренней логистики, разделение потоков пациентов, переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации, открытая регистратура и др. Пилотными площадками по реализации технологии «Бережливая поликлиника» стали шесть поликлиник из Ярославской, Калининградской областей и Севастополя [5].