Этиология самопроизвольных абортов (СА) чрезвычайно сложна, поскольку существует 40‑50% пациенток с необъяснимыми выкидышами [1]. СА поражает примерно 1‑2% женщин детородного возраста и оказывает огромное влияние на физическое и психическое состояние как самих пациенток, так и их семей [2]. Процент женщин, в организме которых вырабатываются HLAантитела к плоду, повышен в группе, где обнаруживалась преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты (47%, p <0,01) по сравнению с женщинами с преждевременными родами (14%) [3]. Таким образом, можно предположить, что иммунный ответ матери на плод может иметь решающее значение в патогенезе самопроизвольных абортов.
Для поддержания нормальной беременности на границе системы мать-плод существует разветвленная сеть иммунных клеток с разнообразными связями. Они включают в себя: децидуальные естественные клетки‑киллеры (dNK), естественные Т‑киллеры (NKT), регуляторные Т‑клетки (Tregs), моноциты, макрофаги, лимфоциты и дендритные клетки. Эти клетки также влияют на активность друг друга и других клеток [4, 5].
Сосуществование децидуальных и иммунных клеток матери возможно за счет развития устойчивости к иммуноопосредованному апоптозу клеток эндометрия [6]. Значимость децидуальной иммуномодулирующей активности была подтверждена в ряде исследований [4, 5].
Одним из механизмов, с помощью которого осуществляется иммунная толерантность к плоду, является индукция CD25+CD4+Т‑регуляторных клеток (Tregs) — специализированной популяции Т‑клеток, которая подавляет аутоагрессивные иммунные реакции [7] и предотвращает отторжение плода, так как обеспечивает трансплантационную толерантность [8]. Эти клетки способны подавлять аллогенный Т‑клеточный ответ, направленный против плода [9]. Также сообщалось, что нормальная беременность у человека связана с увеличением количества регуляторных Т‑клеток в кровотоке матери [10].
Т‑клеточный ответ может подавляться путем экспрессии Tim‑3 на Th1, что вызывает апоптоз этих клеток с помощью их связей через галактозо‑лектин‑9 [11]. Исследование, проведенное Wu et al. [12], выявило аномально повышенные уровни экспрессии растворимого Tim‑3 (sTim‑3) и галактозы‑глюкозы‑9 у пациенток с СА. Предполагается, что sTim‑3 блокирует связывание Tim‑3 с галактозо‑лектином‑9 и ингибирует сигнал распространения Tim‑3/галактозо‑лектина‑9.