В последнее десятилетие, как в мире, так и в России, ежегодно увеличивается количество детей, страдающих онкологическими заболеваниями. Частота лейкозов у детей, согласно статистическим данным, составляет 3,2–4,4 на сто тысяч детского населения, а 3,3–4,7 из ста тысяч заболевают лейкемией в возрасте до 15 лет. Несмотря на развитие медицинской науки и внедрение новых схем оказания помощи этой группе больных, результаты лечения не всегда утешительны. Часть пациентов остаются некурабельными и нуждаются в паллиативной помощи.
Период диагностирования онкологического заболевания у ребенка является стрессом для всей семьи. Дальнейшее лечение ведет к изменению всего эскиза утвердившейся в данной семье жизни, меняются роли и функции, перераспределяются семейные ресурсы. С этого дня все стремления родственников направлены на одну цель — помочь больному ребенку.
После сообщения родителям о смертельном диагнозе больной выписывается домой, где его окружает лишь безысходность и отсутствие какой-либо помощи. Семья часто не знает, что нужно делать и к кому обращаться в дальнейшем.
Дети, страдающие онкологическими заболеваниями, на заключительном этапе жизни часто находятся дома и получают помощь в основном от родителей и родственников, не имеющих достаточной подготовки по вопросам ухода и оказания паллиативной помощи.
В связи с этим становится актуальным обучение родных элементам медицинской и социально-психологической помощи детям, страдающим онкологическими заболеваниями.
Целью настоящего исследования явилось изучение информированности родственников детей с онкологической патологией о методах ухода, оказания неотложной и паллиативной помощи на дому и разработка комплекса мероприятий по ее совершенствованию.
В рамках исследования проводилось анкетирование родственников пациентов детского отделения химиотерапии Оренбургского онкологического диспансера с целью выяснения их информированности по вопросам ухода за больными и оказания им неотложной доврачебной и паллиативной помощи в домашних условиях.