По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48 DOI:10.33920/igt-2-2408-07

Некоторые аспекты использования искусственного интеллекта в туристском бизнесе

Никола Николаев Балев Высшая школа управления, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, E-mail: 1032205837@pfur.ru
Ольга Юрьевна Зевеке научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент, Высшая школа управления, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, E-mail: zeveke_oyu@pfur.ru

В статье рассмотрены аспекты применения нейросетей в бизнес-процессах формирования и продвижения туристских продуктов (экскурсий и туристских программ). Проведен анализ программного обеспечения нейросетей в поисковых системах Google и Yandex на русском и английском языке.

Литература:

1. Искусственный интеллект (рынок России) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Искусственный_интеллект_(рынок_России) (дата обращения: 22.03.2024).

2. 20 основных стран с искусственным интеллектом к 2023 году, согласно правительственной стратегии [Электронный ресурс]. — URL: https://www.statista.com/statistics/1411417/top-20-ai-countries-by-national-strategy/ (дата обращения: 22.03.2024).

3. Частные инвестиции в искусственный интеллект (ИИ) по всему миру в 2022году в разбивке по отраслям [Электронный ресурс]. — URL: https://www.statista.com/ statistics/1381487/ai-private-investment-focus-worldwide/ (дата обращения: 23.03.2024).

4. Топ-10 нейросетей, которые найдут нужную информацию за секунды [Электронный ресурс]. — URL: https://dzen.ru/a/ZLxvXdqNKT5_2mb3 (дата обращения: 23.03.2024).

5. Кто и как путешествовал в летнем сезоне 2023 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tourdom.ru/news/kto-i-kak-puteshestvoval-v-letnem-sezone-2023-goda. html (дата обращения: 24.03.2024).

6. Больше половины российских туристов хотят сами организовать путешествие [Электронный ресурс]. — URL: https://nafi.ru/analytics/bolshe-poloviny-rossiyskikh-turistov-khotyat-sami-organizovat-puteshestvie/ (дата обращения: 25.03.2024).

1. Artificial intelligence (Russian market). Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/Article: Artificial_intelligence_(Russian_market) (accessed: 22.03.2024).

2. 20 main countries with artificial intelligence by 2023, according to the government strategy. Available at: https://www.statista.com/statistics/1411417/top-20-ai-countries-by-national-strategy/ (accessed: 22.03.2024).

3. Private investment in artificial intelligence (AI) around the world in 2022, broken down by industry. Available at: https://www.statista.com/statistics/1381487/ai-private-investment-focus-worldwide/ (accessed: 22.03.2024).

4. TOP 10 neural networks that will find the necessary information in seconds. Available at: https://dzen.ru/a/ZLxvXdqNKT5_2mb3 (accessed: 22.03.2024).

5. Who and how traveled in the summer season of 2023. Available at: https://www.tourdom. ru/news/kto-i-kak-puteshestvoval-v-letnem-sezone-2023-goda.html (accessed: 22.03.2024).

6. More than half of Russian tourists want to organize their trip themselves. Available at: https://nafi.ru/analytics/bolshe-poloviny-rossiyskikh-turistov-khotyat-sami-organizovat-puteshestvie/ (аccessed: 25.03.2024).

Дата поступления рукописи в редакцию: 17.07.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 29.07.2024.

Системы искусственного интеллекта (далее — ИИ) за последние 7 лет все больше проникают в бизнес-процессы различных сфер экономики [1]. Основная стезя использования ИИ — это обработка баз данных и генерирование контентов. Эти функции нейросетей очень востребованы в туризме. О росте востребованности этих продуктов программного обеспечения свидетельствует динамика доходов ИТ-сферы [2] (рис. 1).

Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что годовой доход рынка ИИ с 2018 по 2024 г. имеет рост 944 %, что крайне редко встречается в классических отраслях экономики.

Модель работы систем искусственного интеллекта в сравнении с программными продуктами показана на рисунке 2.

Делаем вывод, что базы данных — это ключевой элемент в развитии любого программного обеспечения. Но преимущества в системах ИИ заключаются в самообучаемости модели.

Системы искусственного интеллекта развиваются в разных направлениях. Если провести анализ в разрезе отраслевого рейтинга, то на первом месте по вложениям инвестиций в ИИ — сектор медицины и здравоохранения (было вложено 6,05 млрд долл.), а на втором месте — управление данными с вложениями от 5,86 млрд долл. (рис. 3) [3].

Проанализиров более 4000 программ ИИ, их свойства, приложения, было проведено обобщение данных и представлено в таблице с позиционированием и процентным соотношением программ ИИ [4].

Таким образом, можем выявить основные функции программ ИИ на мировом рынке, которые представлены в диаграмме на рисунке 4.

Можно сделать вывод, какие системы ИИ наиболее востребованы:

- Чат и ассистент.

- Обработка фото.

- Искусство.

- Бизнес-процессы.

- Помощники персонала.

А где находится их точка пересечения с развитием туристской индустрии и как системы искусственного интеллекта зависят от специалистов туристской отрасли? [5, 6].

Для Цитирования:
Никола Николаев Балев, Ольга Юрьевна Зевеке, Некоторые аспекты использования искусственного интеллекта в туристском бизнесе. Гостиничное дело. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: