XIX век оказал исключительно важное влияние на формирование латиноамериканских экономик, полностью инкорпорировав их в Западный мир. Именно в это время были заложены основы современного хозяйственного механизма стран региона.
В основе указанного процесса лежало взрывное увеличение экспортного потенциала природных богатств и появление сопутствующей инфраструктуры. Преодоление дефицита рабочей силы решалось путем изъятия земель индейского этноса через разрушение традиционных общин, сохранение рабства и привлечение иммигрантов, главным образом из Европы. Социально-политической канвой перечисленных явлений стало навязанное элитами господство либеральных концепций и сопутствующее ему закабаление английским, а затем и американским капиталом, зачастую сопровождавшимся силовыми действиями иностранных держав при активном коллаборационизме правящих классов.
В целом суть указанных перемен состояла в адаптации к новым методам генерации и присвоения материальных ценностей, а также к изменившимся формам владения собственностью в тесной увязке с трансформацией способов эксплуатации трудовых ресурсов. Состоялся эпохальный переход от архаичных, полуфеодальных способов хозяйствования к преобладанию капиталистических отношений.
Если излагать по порядку, то необходимо отметить, что период войны за независимость в первой четверти XIX в. нанес громадный урон хозяйственному комплексу колоний. По некоторым подсчетам, погибло более 800 тыс. человек [23]. Сельское хозяйство было подорвано военными реквизициями, финансовая устойчивость нарушена конфискациями, рабовладельческая система дезорганизована, так как вступавшие в войска противоборствующих сторон рабы, как правило, получали свободу. Эпоха освободительных войн, по определению, не могла способствовать экономическому прогрессу американских территорий, сильно пострадавших (за небольшими исключениями) от превратностей и хаоса военного времени.
Говоря коротко о странах Южного конуса: Аргентине, Уругвае, Парагвае и граничивших с ними районах Бразилии, в качестве основного элемента их хозяйственной жизни можно выделить укрепление сельскохозяйственной специализации на базе крупных латифундий и возникших перерабатывающих центров («саладéрос») по засолке мяса и первичной выделки шкур. Военные действия слабо затронули регион Ла Платы, остававшийся свободным от испанских войск, начиная с 1810 г. Последствия войны были преодолены здесь значительно быстрее, чем на сопредельных территориях, находившихся в более сложных условиях с точки зрения нанесенного ущерба.