По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Неформальный подход к формальному образованию

В октябрьском номере журнала, в рубрике «Вести ИКОМ», мы писали о состоявшейся в Москве конференции, посвященной взаимодействию музеев и сферы образования. В этом номере мы публикуем интервью с одним из организаторов конференции, многолетним главным редактором журнала «Музей» Еленой Борисовной Медведевой.

— Состоялась уже четвертая по счету конференция «Неформальный подход к формальному образованию». В чем, по вашему мнению, специфика именно этой конференции и существует ли линия преемственности?

— Ключевое отличие состоит в том, что мы вышли за рамки той темы, над которой работаем с 2014 года, а нас в первую очередь интересовало включение музеев в основное школьное образование. Этот процесс был обусловлен принятием в 2012 году «Закона об образовании», в соответствии с которым школа отчасти теряла свое монопольное право на основное и среднее общее образование, и с тех пор организации, которые обладают образовательными ресурсами, могут также претендовать на включение в образовательный процесс в сетевом партнерстве со школой. Однако никто из других сообществ не обратил внимания на эту возможность. Более того, стали говорить, что для осуществления образовательной деятельности необходима лицензия, что, в свою очередь, вносило сумятицу. Но 15-я статья «Закона об образовании», напротив, поставила все на свои места. Лицензия необходима для выдачи документа об окончании образовательного процесса, подтверждающего ту или иную квалификацию. Для того чтобы выполнять образовательную функцию (которая, между прочим, записана в уставах российских музеев с XIX века), лицензия не нужна. Традиционно музеи занимаются дополнительным образованием, и с этим все понятно. Но в Москве, благодаря соглашению двух департаментов (культуры и образования), сложилась уникальная ситуация. Согласно ФГОС1 , современное школьное образование поделено на аудиторную (собственно школьную) и внеаудиторную части, и московские музеи стали активно включаться именно во внеаудиторный образовательный процесс. Все началось с 2014 года, когда появился проект «Урок в музее». Именно опыту этого проекта и были посвящены три предшествующие конференции.

В этом году для нас стало очевидно, что проект «Урок в музее» превратился в программу развития московского образования. Растет количество музеев, которые участвуют в проекте (на данный момент проект носит название «Учебный день в музее»), сейчас это уже не только музеи, подчиненные Департаменту культуры г. Москвы, но и музеи федерального подчинения. В этом году к нам присоединился Музей кино, сейчас подключается Бахрушинский музей, появились в проекте и ведомственные музеи, например Музей магистрального транспорта газа.

Для Цитирования:
Неформальный подход к формальному образованию. Музей. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: