Значение витамина D для поддержания здоровья костей и метаболизма кальция хорошо известно. Однако в последнее время появляется все больше доказательств того, что дефицит витамина D является катализатором смертности от ишемической болезни сердца, инсульта, хронической обструктивной болезни легких, диабета, цирроза печени, рака и туберкулеза. Дефицит витамина D негативно сказывается на мертворождаемости, младенческой, детской и подростковой смертности, оказывает большое влияние на протекание и исходы беременности, отрицательно влияет на мужскую и женскую фертильность, усугубляет уровень стресса, снижает умственные способности человека. Тяжелый дефицит витамина D является предиктором летального исхода для пациентов, инфицированных SARS-CoV-2. Особенно опасным становится низкий уровень витамина D при тяжелом заболевании человека.
В настоящее время даже противники использования препаратов витамина D не отрицают факт низкого уровня кальцидиола [25(OH)D] в сыворотке крови пациентов, страдающих большинством патологий. Если соглашаться с такими выводами, а не соглашаться с ними очень сложно, то логичным выглядят рекомендации о необходимости поддержания достаточного (оптимального) уровня витамина D как для профилактики заболевания, так и в качестве терапевтического средства для снижения тяжести его течения.
С начала пандемии COVID-19 прошло более пяти лет, но, хотя фундаментальная роль влияния витамина D на иммунную систему совершенно очевидна для абсолютного большинства специалистов, на протяжение всего периода времени, вплоть до сегодняшнего дня, встречаются публикации, в которых выражается резко отрицательное отношение к применению препаратов витамина D для лечения пациентов, инфицированных SARS-CoV-2.
Основываясь на данных современной [на тот момент] литературы, Tian Y. et al. (Peking University First Hospital, 2020) отмечают, что пациенты с низким уровнем витамина D могут подвергаться повышенному риску тяжелого COVID-19, но не находят доказательств того, что витамин D может принести какую-либо пользу в качестве лекарственного средства при COVID-19 [1].