«Роль музеев в обществе сегодня меняется, — они стараются преобразовать свое пространство, <…> адаптироваться к различным ситуациям и более гибко реагировать на любые изменения». Так начинается текст, поясняющий тему Международного дня музеев в 2019 году «Музеи как центры культуры: будущее традиции». Сказанное в полной мере можно отнести и к деятельности музея уральского города Кыштым, который был создан еще в 1897 году как заводской музей минеральных пород и каслинского фигурного литья, позже носил название историко-революционного и постоянно ищет методы решения как собственных проблем, так и проблем окружающего его сообщества. Главное, чтобы его статус «закрытого» не превратился в вечную традицию.
В 2008 году музей, выселенный из объекта культурного наследия федерального значения Белый дом, в очередной раз стал не доступен для посещения, и, разместив свои фонды на первом этаже очередного жилого дома, вышел в город. Белый дом, названный так горожанами за цвет его фасадов, — это главная архитектурная доминанта бывшего усадебного комплекса, основанного известным заводчиком Никитой Демидовым в 1757 году. Он стоит в центре Кыштыма на возвышенном берегу заводского пруда рядом с Верхне-Кыштымским чугунолитейным и железоделательным заводом (ныне Кыштымское машиностроительное объединение), является символом города и изображен на его гербе и флаге. В 2015-м году было объявлено, что реставрация продолжится с привлечением средств частного инвестора, который проведет реставрацию усадебного комплекса, после чего в нем заработают гостиница, ресторан и музей. Однако здание до сих пор законсервировано, ремонтно-реставрационные работы остановлены, а прилегающая к нему территория превратилась в заброшенную стройплощадку.
Но музейный коллектив решил не сдаваться. В 2013 году, как возможно, помнят некоторые читатели, был отмечен специальным призом жюри в номинации «Музейный учебник» фестиваля Интермузей за краеведческий издательский проект «Историческая азбука Кыштыма». Но сможет ли музей выжить в столь нестандартной ситуации, предположить было сложно.