Назим Исмаилович производит впечатление очень скромного человека. Он мало рассказывает о себе, все больше — о проекте. По его словам, он бы не стал участвовать в этом конкурсе, если бы не настойчивое требование директора Северо-Кавказского филиала Центра современного искусства Галины Маирбековны Тебиевой.
— На самом деле, этому проекту уже не один десяток лет, он вырастал из лаборатории, которая в свое время была открыта при университете с помощью ректора Ахсарбека Хаджимурзаевича Галазова — будущего первого президента Республики Северная Осетия — Алания. А называлась она «Лаборатория технологий древних производств», которая работала при археологической экспедиции СОГУ, из которой потом возник «Институт истории и археологии».
Нашей целью и основными задачами было не просто любоваться тем, какими красивыми были древние вещи — «ах, как делали это древние мастера!», а выяснить, из чего состоит это «ах». Почему мы сегодня не можем это повторить? Например, выяснить технологические особенности. Причем лаборатория как раз занималась больше индустрией каменного века и продолжает заниматься становлением и развитием орудийной деятельности древних людей, то есть, я бы даже сказал, древнейших людей с самого начала происхождения. Это еще не homo sapiens, а неандертальцы, гомо эректусы и более древние люди.
Мы ведем раскопки одного из древнейших памятников Евразии — многослойного поселения древнего каменного века в пещере Мыстулагты лагат в Гизельдонском ущелье. Я не случайно это упоминаю, потому что дальше эта тема будет связана с проектом.
Параллельно с раскопками начиная с середины 90-х гг. велись эксперименты, целью которых было выяснить, как мастерам кобанской культуры удавалось так богато орнаментировать свои бронзовые изделия. Бытовало и до сих пор бытует представление, что сначала отливались бронзовые вещи, а потом их гравировали.
Мы попытались гравировать бронзовые вещи даже из самой мягкой бронзы, у нас ничего не получилось. Мы решили, что у нас плохие инструменты, хотя у кобанцев, очевидно, не могли быть лучше. В конце концов во время одной из поездок в США, где мы выступали на конференциях с докладами о результатах наших археологических работ, в Чикаго, в районе ювелирных мастерских на Вабаше я приобрел лучшие резцы, какие вообще есть, они были великолепны! Привез их, передал местным ювелирам, сказав: «Давайте дерзайте!», они честно попытались, но говорят: «Да нет, не получается ничего!»