По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Назим Гиджрати: «Древние мастера, глядя на нас с небес, будут радоваться»

Археологом может быть только человек, фанатично увлеченный своей профессией. Наука, открывающая все тайны истории человечества, не может оставить равнодушным, ибо человек, не знающий прошлого, не видит настоящего и будущего. В древних находках есть живое дыхание наших предков, мудрость народа, отражение ее культуры и обычаев. Эта статья возникла по материалам интервью пятилетней давности, взятого корреспондентом сайта «Градус Осетии» Ариной Галачиевой, и ответов на вопросы редакции журнала «Дом культуры» о сегодняшнем состоянии дел у проекта — победителя конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко «Эхо тысячелетий: возрождение традиций керамического и литейного искусства». Автором проектов в 2014 и 2015 гг. стал авторитетный ученый и преподаватель, заведующий отделом полевых исследований «Института истории и археологии республики РСО-Алания», директор Учебного научно-производственного комплекса СОГУ Назим Гиджрати. Увлекательный рассказ Назима Гиджрати окунул меня в далекое прошлое, в то время, когда мы назывались еще сарматами, аланами…

Назим Исмаилович производит впечатление очень скромного человека. Он мало рассказывает о себе, все больше — о проекте. По его словам, он бы не стал участвовать в этом конкурсе, если бы не настойчивое требование директора Северо-Кавказского филиала Центра современного искусства Галины Маирбековны Тебиевой.

— На самом деле, этому проекту уже не один десяток лет, он вырастал из лаборатории, которая в свое время была открыта при университете с помощью ректора Ахсарбека Хаджимурзаевича Галазова — будущего первого президента Республики Северная Осетия — Алания. А называлась она «Лаборатория технологий древних производств», которая работала при археологической экспедиции СОГУ, из которой потом возник «Институт истории и археологии».

Нашей целью и основными задачами было не просто любоваться тем, какими красивыми были древние вещи — «ах, как делали это древние мастера!», а выяснить, из чего состоит это «ах». Почему мы сегодня не можем это повторить? Например, выяснить технологические особенности. Причем лаборатория как раз занималась больше индустрией каменного века и продолжает заниматься становлением и развитием орудийной деятельности древних людей, то есть, я бы даже сказал, древнейших людей с самого начала происхождения. Это еще не homo sapiens, а неандертальцы, гомо эректусы и более древние люди.

Мы ведем раскопки одного из древнейших памятников Евразии — многослойного поселения древнего каменного века в пещере Мыстулагты лагат в Гизельдонском ущелье. Я не случайно это упоминаю, потому что дальше эта тема будет связана с проектом.

Параллельно с раскопками начиная с середины 90-х гг. велись эксперименты, целью которых было выяснить, как мастерам кобанской культуры удавалось так богато орнаментировать свои бронзовые изделия. Бытовало и до сих пор бытует представление, что сначала отливались бронзовые вещи, а потом их гравировали.

Мы попытались гравировать бронзовые вещи даже из самой мягкой бронзы, у нас ничего не получилось. Мы решили, что у нас плохие инструменты, хотя у кобанцев, очевидно, не могли быть лучше. В конце концов во время одной из поездок в США, где мы выступали на конференциях с докладами о результатах наших археологических работ, в Чикаго, в районе ювелирных мастерских на Вабаше я приобрел лучшие резцы, какие вообще есть, они были великолепны! Привез их, передал местным ювелирам, сказав: «Давайте дерзайте!», они честно попытались, но говорят: «Да нет, не получается ничего!»

Для Цитирования:
Назим Гиджрати: «Древние мастера, глядя на нас с небес, будут радоваться». Дом культуры. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: