Статья поступила 10.06.2019 г.
Иногда литературное или кинематографическое будущее действительно сбывается. Сначала фантазия тихонечко стучится в чуть приоткрытую форточку Овертона, ее никто не замечает. Потом пространство дискурса расширяется — иллюзию начинают иронически обыгрывать и примерять к настоящему положению дел. В конце концов фантазия может просто переписать реальность, что не раз бывало с великими идеями, перекроившими социальное устройство.
21 октября 2015 г. весь прогрессивный Интернет встречал необычное событие — в этот день человечество добралось до рубежной отметки из культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее» (Back to the Future, 1985–1990). Марти Макфлай и доктор Эмметт Браун (персонажи актеров Майкла Джей Фокса и Кристофера Ллойда) пешим ходом прибыли в слившееся с будущим настоящее. Оказалось, что в этом полусбывшемся и не очень новом мире есть видеозвонки и голограммы из фантазии Земекиса, но нет антигравитационного пояса или ховерборда. Фанатские интернет-сайты трилогии «Назад в будущее» до сих пор тщательно сопоставляют кинематографическую картину 2015-го и технологии настоящего времени, выясняя, насколько удачными оказались кинопрогнозы.
Но «прибытие» Марти Макфлая и Эмметта Брауна в контрольную точку 21 октября 2015 г. оказало встречное действие и на социальное Реальное. Проверять обещанное качество футурологической фантазии вышло не столь занятно, как оценивать современность с точки зрения киноиллюзии. Социальные сети наполнились мемами с критической реакцией на наступление «неправильного 2015-го». Ведь во второй части трилогии есть известная сцена со школьной доской, на которой док Браун рисует ветки «верного» и «неверного» времени (рис. 1).
В фильме объясняется, что альтернативный 2015-й может казаться всем современникам абсолютно нормальным, но для путешественников во времени (с метафизической точки зрения) хорошо заметна патология (ложной) социальной реальности, когда-то отклонившейся от осевых координат истории. В каждой из серий «Назад в будущее» герои переделывают эти уродливые версии прошлого или настоящего — нормализуют квантовые эффекты истории в пользу своей (как будто объективной) редакции события.