По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Назад в будущее, вперед в прошлое: хронотоп кинофантастики

Корнев Вячеслав Вячеславович ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича», Россия, 193232, Санкт-Петербург, просп. Большевиков, 22, корп. 1., e-mail: vvkornev@mail.ru, доктор философских наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича.

Жанр кинофантастики — один из самых консервативных. Обыкновенно вместо прогнозов на будущее и альтернатив настоящему положению вещей мы имеем дело с калькой современного общества в камуфлирующем фантастическом интерьере. Коррелирует ли действительно фантастический нарратив с будущим временем? Как течет социокультурное время в сравнении с физическим? В каком виде возможны машины, порталы или коридоры времени? Зададимся этими вопросами, размышляя о природе фантастического события — как осуществления коллективных надежд, совпадения слоев времени, фантазии и реальности.

Литература:

1. Жижек С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. — М.: Европа, 2012. — 272 с.

2. Жижек С. Ирак: История про чайник. — М.: Праксис, 2004. — 224 с.

3. Жижек С. Событие. Философское путешествие по концепту. — М.: РИПОЛ, 2018. — 240 с.

4. Жижек С., Руда Ф., Хамза А. Читать Маркса. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 176 с.

5. Руднев В.П. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. — М.: Аграф, 2000. — 432 с.

6. Фишер М. Капиталистический реализм. — М.: Ультракультура 2.0, 2010. — 144 с.

7. Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. — 452 с.

Статья поступила 10.06.2019 г.

Иногда литературное или кинематографическое будущее действительно сбывается. Сначала фантазия тихонечко стучится в чуть приоткрытую форточку Овертона, ее никто не замечает. Потом пространство дискурса расширяется — иллюзию начинают иронически обыгрывать и примерять к настоящему положению дел. В конце концов фантазия может просто переписать реальность, что не раз бывало с великими идеями, перекроившими социальное устройство.

21 октября 2015 г. весь прогрессивный Интернет встречал необычное событие — в этот день человечество добралось до рубежной отметки из культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее» (Back to the Future, 1985–1990). Марти Макфлай и доктор Эмметт Браун (персонажи актеров Майкла Джей Фокса и Кристофера Ллойда) пешим ходом прибыли в слившееся с будущим настоящее. Оказалось, что в этом полусбывшемся и не очень новом мире есть видеозвонки и голограммы из фантазии Земекиса, но нет антигравитационного пояса или ховерборда. Фанатские интернет-сайты трилогии «Назад в будущее» до сих пор тщательно сопоставляют кинематографическую картину 2015-го и технологии настоящего времени, выясняя, насколько удачными оказались кинопрогнозы.

Но «прибытие» Марти Макфлая и Эмметта Брауна в контрольную точку 21 октября 2015 г. оказало встречное действие и на социальное Реальное. Проверять обещанное качество футурологической фантазии вышло не столь занятно, как оценивать современность с точки зрения киноиллюзии. Социальные сети наполнились мемами с критической реакцией на наступление «неправильного 2015-го». Ведь во второй части трилогии есть известная сцена со школьной доской, на которой док Браун рисует ветки «верного» и «неверного» времени (рис. 1).

В фильме объясняется, что альтернативный 2015-й может казаться всем современникам абсолютно нормальным, но для путешественников во времени (с метафизической точки зрения) хорошо заметна патология (ложной) социальной реальности, когда-то отклонившейся от осевых координат истории. В каждой из серий «Назад в будущее» герои переделывают эти уродливые версии прошлого или настоящего — нормализуют квантовые эффекты истории в пользу своей (как будто объективной) редакции события.

Для Цитирования:
Корнев Вячеслав Вячеславович, Назад в будущее, вперед в прошлое: хронотоп кинофантастики. Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: