Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45

Назад в будущее, вперед в прошлое: хронотоп кинофантастики

Корнев Вячеслав Вячеславович ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича», Россия, 193232, Санкт-Петербург, просп. Большевиков, 22, корп. 1., e-mail: vvkornev@mail.ru, доктор философских наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича.
Ключевые слова: событие, время, фантастика, нарратив, футурошок, капитализм, синемарксизм, идеология

Жанр кинофантастики — один из самых консервативных. Обыкновенно вместо прогнозов на будущее и альтернатив настоящему положению вещей мы имеем дело с калькой современного общества в камуфлирующем фантастическом интерьере. Коррелирует ли действительно фантастический нарратив с будущим временем? Как течет социокультурное время в сравнении с физическим? В каком виде возможны машины, порталы или коридоры времени? Зададимся этими вопросами, размышляя о природе фантастического события — как осуществления коллективных надежд, совпадения слоев времени, фантазии и реальности.

UDK: 791.43/.45

Back to the future, forward to the past: The chronotope of speculative fiction films

Kornev V.V.
Keywords: event, time, speculative fiction, narrative, future shock, capitalism, cinemarxism, ideology

Speculative fiction is one of the most conservative genres. Usually, instead of looking into the future or searching for alternatives in present, we are dealing with a carbon copy of the modern world in an imaginary disguise. Does the fantastic narrative correlate with the future? How is the pace of socio-cultural time different from physical one? What forms can machines, portals and time corridors take? We are asking these questions, viewing the nature of fantastic events as collective dreams coming true or overlapping layers of time, imagination and reality.

Статья поступила 10.06.2019 г. Иногда литературное или кинематографическое будущее действительно сбывается. Сначала фантазия тихонечко стучится в чуть приоткрытую форточку Овертона, ее никто не замечает. Потом пространство дискурса расширяется — иллюзию начинают иронически обыгрывать и примерять к настоящему положению дел. В конце концов фантазия может просто переписать реальность, что не раз бывало с великими идеями, перекроившими социальное устройство. 21 октября 2015 г. весь прогрессивный Интернет встречал необычное событие — в этот день человечество добралось до рубежной отметки из культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее» (Back to the Future, 1985–1990). Марти Макфлай и доктор Эмметт Браун (персонажи актеров Майкла Джей Фокса и Кристофера Ллойда) пешим ходом прибыли в слившееся с будущим настоящее. Оказалось, что в этом полусбывшемся и не очень новом мире есть видеозвонки и голограммы из фантазии Земекиса, но нет антигравитационного пояса или ховерборда. Фанатские инте...
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала