Чтобы стать компетентным, ты должен чувствовать себя плохо.
(Хуберт Дрейфус)
По мнению специалистов, хороший руководитель тот, кому можно поручить задание, потратив минимум времени на объяснение и постановку задачи, кто правильно планирует сроки выполнения и необходимые ресурсы, которого отличают такие качества, как дисциплинированность и ответственность, компетентность и профессионализм.
Для сотрудников хороший руководитель — тот, кто умеет формировать цели и задачи, грамотно планировать и организовывать работу без форс-мажоров и перегрузок, создавать оптимальные условия для работы персонала, выстраивать мотивацию и коммуникации, а также проводить объективный контроль.
Таким образом, по-настоящему профессионального уровня в деятельности руководителя невозможно достичь без системного и целенаправленного развития разнообразных управленческих навыков. Не являются исключением и медицинские сестры-руководители, которые управляют самой многочисленной армией специалистов — средним медицинским персоналом.
Управленческие навыки являются результатом накопления знаний, умений и опыта. Где знания — это теоретическая подготовка, определяющая, что делать и с какой целью; умения — представление о том, как делать, а навыки — доведенные до автоматизма умения, совершаемые рационально, быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии [1].
Кроме того, управленческие навыки — это способность находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации, используя многовариантную систему воздействия на персонал; управленческий труд, который выражается в мобильности, управленческой изобретательности и предприимчивости [2].
Нами был проведен социологический опрос среди медицинских работников с целью оценки основных составляющих эффективного управления, результаты которого представлены на рисунке, где первые показатели каждой группы составляющих являются отрицательными.