«Если тебя в школе заставляют убирать, дежурить, ходить на субботники или делать что угодно другое (просто принуждают или угрожают занижением оценки, вызовом родителей и пр.) — учителя нарушают закон. Так что можешь смело отказываться, а если хочешь — постараться привлечь их к ответственности, пойти в полицию» — такой совет на тематическом форуме в Интернете дает другим ученикам Миша Н. И предложение только на первый взгляд кажется абсурдным.
Попросив школьника помыть доску или вытереть пролившуюся воду, педагог действительно сильно рискует. «По действующим законам, это может быть расценено как принудительный труд, и учитель может быть привлечен не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности», — пояснила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. При этом, по словам депутата, когда возникают любые конфликтные ситуации и начинаются разбирательства, решения принимаются не в пользу учителя.
«В советское время трудовое воспитание было обязательным, сейчас привлечение школьника к труду не предусмотрено без его согласия или согласия его законных представителей», — признал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Между тем общественно полезный труд в школах многие эксперты все же признают важной составляющей не только воспитания, но и образования. И речь не только о том, чтобы дети в школах дежурили и убирали классы. «Существовала система учебно-производственных комбинатов, которая не только позволяла прийти и попробовать себя в той или иной деятельности, но и дать определенные навыки», — напомнила Любовь Духанина.
Сейчас ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Во всех документах — и в Законе об образовании, и в федеральных стандартах — написано о том, что детям надо прививать любовь к труду, однако учителя далеко не всегда решаются делать это на практике. В то же время, по словам замминистра образования и науки Вениамина Каганова, «педагог не должен не бояться наказания за попытку приучить детей к труду».