По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.2 DOI:10.33920/nik-02-2107-01

Наука, технологии и образование как факторы национальной безопасности

Колин Константин Константинович д-р техн. наук, проф., главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, 119333, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 4, эл. адрес: kolinkk@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8187-9314

В статье показано, что для развития науки, технологий, образования необходимо создать адекватную информационно-аналитическую систему для поддержки принятия эффективных управленческих решений. Одна из главных сложностей этой задачи состоит в том, что она должна решаться комплексно, а не фрагментарно, как это происходит сегодня. Ведь в структуре правительства России нет органа для централизованного управления ее решением. Поэтому многие государственные программы в данной области не согласованы между собой и не поддерживаются необходимыми кадрами, стандартами, правовым и информационным обеспечением. Все это придется создавать заново в условиях нарастающих попыток экономической и политической изоляции России со стороны США и их сторонников в странах Европейского сообщества (ЕС). Автор предлагает данную геополитическую ситуацию использовать для пересмотра стратегии и тактики научно-технологического развития России, сделав приоритетными задачи повышения эффективности использования ее собственного интеллектуального потенциала и расширения научно-технологического взаимодействия с другими странами. В первую очередь это должны быть страны БРИКС, Евразийского экономического союза, а также Китай, Индия, Иран и Южная Корея, в которых также остро стоят проблемы научно-технологического развития.

Литература:

1. Колин К.К. Наука для будущего: социальная информатика // Информационные ресурсы России. — 1995. — № 3. — С. 8–15.

2. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. — М.: Академия естественных наук РФ, 1996. — 24 с.

3. Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования // Открытое образование. — 2009. — № 3. — С. 63–76.

4. Колин К.К. Гуманитарные основы инженерного образования // Стратегические приоритеты. — 2020. — № 3–4. — С. 138–145.

5. Колин К.К. Информационная безопасность: новое содержание комплексной проблемы // Стратегические приоритеты. — 2020. — № 3–4. — С. 55–62.

6. Колин К.К. Современные приоритеты глобальной безопасности // Стратегические приоритеты. — 2020. — № 3–4. — С. 15–29.

7. Колин К.К. Технология как наука: социальные критерии эффективности новых технологий // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. — Т. 16. — 2020. — № 1 (46). — С. 39–48.

8. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016, № 326-р. // ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71243400/ (дата обращения: 18.02.2021).

9. Яковец Ю.В., Колин К.К. Стратегия научно-технологического прорыва России // Аналитические материалы. — Вып. 7. — М.: Стратегические приоритеты, 2015. — 40 с.

1. Kolin K.K. Nauka dlya budushchego: sotsial'naya informatika // Informatsionnyye resursy Rossii. — 1995. — № 3. — S. 8–15.

2. Kolin K.K. Informatika v sisteme operezhayushchego obrazovaniya. — M.: Akademiya yestestvennykh nauk RF, 1996. — 24 s.

3. Kolin K.K. Innovatsionnoye razvitiye v informatsionnom obshchestve i kachestvo obrazovaniya // Otkrytoye obrazovaniye. — 2009. — № 3. — S. 63–76.

4. Kolin K.K. Gumanitarnyye osnovy inzhenernogo obrazovaniya // Strategicheskiye prioritety. — 2020. — № 3–4. — S. 138–145.

5. Kolin K.K. Informatsionnaya bezopasnost': novoye soderzhaniye kompleksnoy problemy // Strategicheskiye prioritety. — 2020. — № 3–4. — S. 55–62.

6. Kolin K.K. Sovremennyye prioritety global'noy bezopasnosti // Strategicheskiye prioritety. — 2020. — № 3–4. — S. 15–29.

7. Kolin K.K. Tekhnologiya kak nauka: sotsial'nyye kriterii effektivnosti novykh tekhnologiy // Ustoychivoye innovatsionnoye razvitiye: proyektirovaniye i upravleniye. — T. 16. — 2020. — № 1 (46). — S. 39–48.

8. Strategiya gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda. Utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 29.02.2016, № 326-r. // GARANT. RU [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71243400/ (data obrashcheniya: 18.02.2021).

9. Yakovets YU.V., Kolin K.K. Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo proryva Rossii // Analiticheskiye materialy. — Vyp. 7. — M.: Strategicheskiye prioritety, 2015. — 40 s.

Стратегической целью обеспечения национальной безопасности России в сфере науки и технологий является развитие научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы. Исследования показывают, что даже в условиях финансово-экономического кризиса некоторые страны (США, Франция и Китай) существенно увеличили свои вложения в развитие науки, рассматривая это не только как фактор повышения своей конкурентоспособности, но и как важную антикризисную меру в экономике.

Одной из острейших проблем для российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за недостаточного финансирования отечественная система воспроизводства научных кадров оказалась подорванной. Результатом этого стал кризис, который выражается в сокращении числа исследователей во всех секторах науки и высшего образования, быстром старении научных кадров и изменении их качественного состава, в нарушении преемственности научных и педагогических школ [3].

Таким образом, ключевым фактором для успешного решения задач, связанных с достижением основных целей новой научно-технической революции в России, является состояние фундаментальной и прикладной науки, а также использование фундаментальных знаний в системе образования. Современная ситуация в этих сферах такова, что, по оценкам многих авторитетных специалистов, она представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности страны. Причем за последние годы ситуация в этой сфере существенным образом ухудшилась. Отраслевая наука в России практически разрушена, а начатая в 2013 г. реформа академической науки осуществляется таким образом, что наносит серьезный ущерб этому важному интеллектуальному ресурсу нашей страны [6].

То, что происходит сейчас с академической наукой России, — это трагедия, которую нужно остановить незамедлительно, пока изменения еще не стали необратимыми. Для этого в составе правительства необходимо создать Министерство науки и технологий, возложив на него задачи финансирования и координации прикладных исследований и разработок, включая создание новых технологий «двойного применения», которые могут быть использованы и в оборонном комплексе России.

Для Цитирования:
Колин Константин Константинович, Наука, технологии и образование как факторы национальной безопасности. Ученый совет. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: