Контекст и предмет исследования вузовской молодежной темы представляет научный интерес как для понимания проблем этой социальной группы, так и для объяснения перспектив развития общества в целом. Особый смысл такой работы приобретает в переломные моменты истории, связанные с реальными или ожидаемыми радикальными изменениями в обществе.
Вступив в третье тысячелетие, наша страна переживает сложный период своей истории. Перемены, произошедшие в материальном способе производства, привели не только к изменению системы экономических отношений, но и самым непосредственным образом сказались на духовно-нравственном климате российского общества. В духовной сфере всё нагляднее проявляется кризис нравственности. Чрезвычайно возросло влияние психологии индивидуализма и стяжательства.
Коммерциализация пагубно сказывается на состоянии науки, образования и культуры. Заметно, что в последние десятилетия различные средства массовой информации навязывают обществу стереотипы и штампы не лучших образцов западной идеологии и психологии. В целом сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп, милосердия и сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи.
Это в полной мере касается и молодежной среды.
Результаты научных исследований последнего времени свидетельствуют о том, что на историческую арену выходят молодые люди, имеющие иные представления о смысле и целях жизни [8]. Вполне очевидно, что сегодня ценности и нормы утилитарно-прагматической морали, где коллективистские установки были доминирующими, российская молодежь замещает иными идеалами в духе морали начальной стадии капиталистической формации.
Система жизненных ценностей современной молодежи в определенной степени не совпадает с той, на выработку которой еще недавно была направлена деятельность всей советской системы воспитания [5]. Поэтому как никогда важен учет наблюдаемых изменений в социокультурной среде, рассматриваемой в качестве важного фактора воспитания личности будущего специалиста.