По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 374.32/316.776

Научные подходы к решению проблемы духовно-нравственного воспитания вузовской молодежи в современных условиях

Дрягин Сергей Викторович канд. ист. наук, доцент, сотрудник Академии ФСО России, Е-mail: malik57-elena@mail.ru

В научной статье анализируются актуальные вопросы стратегии духовно-нравственного воспитания вузовской молодежи в реалиях нового исторического времени. При разработке основных положений научного видения рассматриваемой проблемы автор учитывал изменения, происходящие в последнее время в духовно-нравственной культуре молодого поколения российского общества. Соизмеряя образовательное пространство с социокультурной средой и социокультурной системой общества, автор предлагает в вузовском сообществе переосмыслить сложившуюся ситуацию в духовно-нравственном развитии будущих специалистов, реализовать меры по корректировке традиционной воспитательной практики.

Литература:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / пер. с нем. / сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.

2. Дрягин С. В. Духовно-нравственное воспитание молодежи в военно-образовательной среде: исторический опыт и современные проблемы // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / К. А. Алпатова, А. В. Арямов и др.; под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. — Книга 20. — Воронеж: ВГПУ, 2009.

3. Дрягин С. В. Тема патриотизма в современных научных дискуссиях о национальной идее России // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Патриотическое воспитание как условие возрождения России (19 февраля 2003 г.). — Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2003.

4. Жарова Е. Н. «Индивидуализм-коллективизм» в ценностных ориентациях студенческой молодежи // Высшее образование в России. — 2009. — № 2.

5. Жолудева В. В., Панарский Н. С. Нравственные ценности современной российской молодежи: результаты социологического исследования // Экономика, статистика и информатика. — 2013. — № 2; Боташева Х. Ю. Духовно-нравственные ценности студента университета в зеркале социологического анализа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 259–264.

6. Ильин И. А. О русской идее // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948– 1954 гг. В 2-х т. — М., 1992.

7. Краткий педагогический словарь / под. ред. Г. А. Андреевой и др. — М., 2005.

8. Минаев А. А. Мировоззренческие позиции в студенческой среде // Высшее образование в России. — № 1. — 2009.

9. Соколов В. М. Нравственный мир российской молодежи. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника. — М., 2002.

10. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / под ред. Г. Н. Осипова, Л. Н. Москвичева. — М.: Норма, 2003. — Гл. 3, 4.

11. Скрыпник В. И. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. — М.: Всерос. науч.-техн. информ. центр, 1997.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

13. Чупров В. И. и др. Молодежь в обществе риска. 2-е изд. — М.: Наука, 2003. — 231 с.

Контекст и предмет исследования вузовской молодежной темы представляет научный интерес как для понимания проблем этой социальной группы, так и для объяснения перспектив развития общества в целом. Особый смысл такой работы приобретает в переломные моменты истории, связанные с реальными или ожидаемыми радикальными изменениями в обществе.

Вступив в третье тысячелетие, наша страна переживает сложный период своей истории. Перемены, произошедшие в материальном способе производства, привели не только к изменению системы экономических отношений, но и самым непосредственным образом сказались на духовно-нравственном климате российского общества. В духовной сфере всё нагляднее проявляется кризис нравственности. Чрезвычайно возросло влияние психологии индивидуализма и стяжательства.

Коммерциализация пагубно сказывается на состоянии науки, образования и культуры. Заметно, что в последние десятилетия различные средства массовой информации навязывают обществу стереотипы и штампы не лучших образцов западной идеологии и психологии. В целом сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп, милосердия и сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи.

Это в полной мере касается и молодежной среды.

Результаты научных исследований последнего времени свидетельствуют о том, что на историческую арену выходят молодые люди, имеющие иные представления о смысле и целях жизни [8]. Вполне очевидно, что сегодня ценности и нормы утилитарно-прагматической морали, где коллективистские установки были доминирующими, российская молодежь замещает иными идеалами в духе морали начальной стадии капиталистической формации.

Система жизненных ценностей современной молодежи в определенной степени не совпадает с той, на выработку которой еще недавно была направлена деятельность всей советской системы воспитания [5]. Поэтому как никогда важен учет наблюдаемых изменений в социокультурной среде, рассматриваемой в качестве важного фактора воспитания личности будущего специалиста.

Для Цитирования:
Дрягин Сергей Викторович, Научные подходы к решению проблемы духовно-нравственного воспитания вузовской молодежи в современных условиях. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: